5
Марфина Жанна Викторовна
Луганский государственный педагогический университет
Писаный Денис Михайлович
Луганский государственный педагогический университет
Вербовский Александр Владимирович
Луганский государственный педагогический университет
Преемственность воспитывающей среды как педагогическое условие формирования российской гражданской идентичности (на материалах ЛНР)
Марфина Ж.В., Писаный Д.М., Вербовский А.В. Преемственность воспитывающей среды как педагогическое условие формирования российской гражданской идентичности (на материалах ЛНР) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 4. С. 39-46. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-4-39-46
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-4-39-46
УДК: 37.04
EDN: DQHYAK
Дата приема статьи в публикацию: 10.11.2025
Аннотация: Статья посвящена вопросам преемственности воспитывающей среды в отечественном образовательном пространстве в контексте формирования и укрепления российской гражданской идентичности. Авторами осуществлен анализ научной и педагогической литературы, нормативно-правовой базы, а также педагогической практики в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики. Собственно преемственность воспитывающей среды рассматривается в трех плоскостях. Так, прослеживается диалектика влияния на формирующиеся личности обучающихся основных агентов социализации: семьи, дошкольных и внешкольных учреждений, школы, высших учебных заведений, общественных движений, религиозных организаций. Показано, что консолидирующую роль в ценностно-смысловом наполнении воспитывающих воздействий на молодое поколение со стороны различных агентов социализации выполняет государство. Кроме того, преемственность воспитывающих воздействий показана сквозь призму важных аспектов содержания дошкольного, школьного (основного и среднего общего), а также высшего образования. Особое внимание уделено учебным предметам и дисциплинам социально-гуманитарного цикла. Наконец, воздействие воспитывающей среды рассмотрено в контексте формирования традиционных духовно-нравственных ценностей (таких как семья, труд и коллективизм, приоритет материального над духовным, патриотизм и гражданственность, историческая память и преемственность поколений). Выявлены важные тенденции региональной специфики формирования российской гражданской идентичности. Делается вывод, что преемственность воспитывающей среды в образовательном пространстве Луганской Народной Республики является важным педагогическим условием формирования у молодого поколения общероссийской гражданской идентичности.
Ключевые слова: гражданская идентичность, патриотическое воспитание, преемственность воспитывающей среды, педагогические условия, образование, агенты социализации, традиционные духовно-нравственные ценности.
Список литературы: Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 4. С. 24–28. Данилова И.Ю. Разработка модели преемственности формирования исторического знания в системе «школа – вуз» // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-1. С. 154–157. Дмитриева С.Н. Реализация принципа преемственности в условиях учебно-воспитательного комплекса «детский сад – школа»: дис. … канд. пед. наук. Якутск, 2006. 210 с. Кожанов И.В. Формирование гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Уфа, 2018. 44 с. Кудинов В.А. Детское движение по обе стороны линии фронта // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. № 1. С. 160–164. Махинин А.Н., Шакурова М.В., Остапенко В.С. Российская идентичность сегодня: проблемы и ресурсы формирования (социально-педагогический контекст): монография. Воронеж: Воронежский гос. пед. ун-т, 2022. 188 с. Писаный Д.М., Вербовский А.В. Изучение военного наследия Ворошиловградщины как ресурс формирования гражданской идентичности школьников (по материалам историко-краеведческого конкурса) // Проектно-ориентированная теория и практика развития экономических субъектов, общества и государства в условиях геополитических реальностей: сб. ст. по итогам Междунар. межвуз. науч.-практ. конф.; Санкт-Петербург, 16–17 мая 2025 г. Санкт-Петербург, 2025. С. 60–67. Твардовский А.Т. Солдатский сын (стихотворение). URL: https://slavradio.org/articles/kak-skazyvali-nashi-dedy/synu-pogibshego-voina-tvardovskiy/ (дата обращения: 15.08.2025). Турянская О.Ф., Писаный Д.М. Концептуальные основы формирования социокультурной идентичности школьников средствами исторического знания // Мир науки, культуры, образования. 2025. № 4 (114). С. 137–141. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2025-4113-137-141
Информация об авторе: Марфина Жанна Викторовна, доктор филологических наук, доцент, ректор, Луганский государственный педагогический университет, Луганск, Россия, info_lu@lgpu.org, https://orcid.org/0000-0002-5838-4954
Информация о соавторе: Писаный Денис Михайлович, доктор педагогических наук, доцент, Луганский государственный педагогический университет, Луганск, Россия, mypostdmp@mail.ru, https://orcid.org/0009-0009-1317-5217
Информация о соавторе: Вербовский Александр Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент, Луганский государственный педагогический университет, Луганск, Россия, sasha13.ru@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4308-7121