- 5
- Преемственность воспитывающей среды как педагогическое условие формирования российской гражданской идентичности (на материалах ЛНР)
- Марфина Ж.В., Писаный Д.М., Вербовский А.В. Преемственность воспитывающей среды как педагогическое условие формирования российской гражданской идентичности (на материалах ЛНР) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 4. С. 39-46. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-4-39-46
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-4-39-46
- УДК: 37.04
- EDN: DQHYAK
- Дата приема статьи в публикацию: 10.11.2025
- Аннотация: Статья посвящена вопросам преемственности воспитывающей среды в отечественном образовательном пространстве в контексте формирования и укрепления российской гражданской идентичности. Авторами осуществлен анализ научной и педагогической литературы, нормативно-правовой базы, а также педагогической практики в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики. Собственно преемственность воспитывающей среды рассматривается в трех плоскостях. Так, прослеживается диалектика влияния на формирующиеся личности обучающихся основных агентов социализации: семьи, дошкольных и внешкольных учреждений, школы, высших учебных заведений, общественных движений, религиозных организаций. Показано, что консолидирующую роль в ценностно-смысловом наполнении воспитывающих воздействий на молодое поколение со стороны различных агентов социализации выполняет государство. Кроме того, преемственность воспитывающих воздействий показана сквозь призму важных аспектов содержания дошкольного, школьного (основного и среднего общего), а также высшего образования. Особое внимание уделено учебным предметам и дисциплинам социально-гуманитарного цикла. Наконец, воздействие воспитывающей среды рассмотрено в контексте формирования традиционных духовно-нравственных ценностей (таких как семья, труд и коллективизм, приоритет материального над духовным, патриотизм и гражданственность, историческая память и преемственность поколений). Выявлены важные тенденции региональной специфики формирования российской гражданской идентичности. Делается вывод, что преемственность воспитывающей среды в образовательном пространстве Луганской Народной Республики является важным педагогическим условием формирования у молодого поколения общероссийской гражданской идентичности.
- Ключевые слова: гражданская идентичность, патриотическое воспитание, преемственность воспитывающей среды, педагогические условия, образование, агенты социализации, традиционные духовно-нравственные ценности.
- Список литературы: Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 4. С. 24–28. Данилова И.Ю. Разработка модели преемственности формирования исторического знания в системе «школа – вуз» // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-1. С. 154–157. Дмитриева С.Н. Реализация принципа преемственности в условиях учебно-воспитательного комплекса «детский сад – школа»: дис. … канд. пед. наук. Якутск, 2006. 210 с. Кожанов И.В. Формирование гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Уфа, 2018. 44 с. Кудинов В.А. Детское движение по обе стороны линии фронта // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. № 1. С. 160–164. Махинин А.Н., Шакурова М.В., Остапенко В.С. Российская идентичность сегодня: проблемы и ресурсы формирования (социально-педагогический контекст): монография. Воронеж: Воронежский гос. пед. ун-т, 2022. 188 с. Писаный Д.М., Вербовский А.В. Изучение военного наследия Ворошиловградщины как ресурс формирования гражданской идентичности школьников (по материалам историко-краеведческого конкурса) // Проектно-ориентированная теория и практика развития экономических субъектов, общества и государства в условиях геополитических реальностей: сб. ст. по итогам Междунар. межвуз. науч.-практ. конф.; Санкт-Петербург, 16–17 мая 2025 г. Санкт-Петербург, 2025. С. 60–67. Твардовский А.Т. Солдатский сын (стихотворение). URL: https://slavradio.org/articles/kak-skazyvali-nashi-dedy/synu-pogibshego-voina-tvardovskiy/ (дата обращения: 15.08.2025). Турянская О.Ф., Писаный Д.М. Концептуальные основы формирования социокультурной идентичности школьников средствами исторического знания // Мир науки, культуры, образования. 2025. № 4 (114). С. 137–141. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2025-4113-137-141
