12
Смирнова Евгения Сергеевна
Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко
Формирование межкультурной коммуникативной компетентности иностранных военнослужащих средствами внеаудиторной деятельности (на примере «Фестиваля русского языка»)
Смирнова Е.С. Формирование межкультурной коммуникативной компетентности иностранных военнослужащих средствами внеаудиторной деятельности (на примере «Фестиваля русского языка») // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 2. С. 98-105. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-2-98-105
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-2-98-105
УДК: 355.1:811.161.1
EDN: WSWQZO
Дата приема статьи в публикацию: 29.03.2025
Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования межкультурной коммуникативной компетентности иностранных военнослужащих в процессе обучения их русскому языку. Особое внимание уделено роли внеаудиторной деятельности, в частности организации и проведению «Фестиваля русского языка» как эффективному средству формирования данной компетентности. Описаны цели, задачи, этапы проведения внеаудиторного мероприятия, его структура; раскрыты содержание и задачи каждого конкурса Фестиваля, а также их потенциал в формировании межкультурной коммуникативной компетентности иностранных курсантов. Подчеркнута важность интеграции языкового и культурологического аспектов в процессе составления конкурсных заданий, что способствует формированию у иностранных военнослужащих толерантного отношения к русской культуре и повышению мотивации к изучению русского языка. В заключении статьи представлены результаты проведенного по итогам Фестиваля опроса, подтверждающие положительное влияние такой формы внеаудиторной деятельности на формирование межкультурной коммуникативной компетентности в соответствии с представленной в статье структурой: Фестиваль мотивирует к изучению культуры России, способствует развитию эмпатии и толерантности в процессе межличностного взаимодействия, увеличивает знания в области русского языка и в области русской культуры, развивает коммуникативные навыки иностранных курсантов.
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, межкультурная коммуникативная компетентность, военный вуз, иностранные курсанты, внеаудиторная деятельность, Фестиваль русского языка.
Список литературы: Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва: ИКАР, 2009. 448 с. Аликова С.В. О роли внеаудиторных мероприятий при изучении иностранного языка в вузах // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 1-1. С. 101–104. Беляев Р.В. Специфика организации внеаудиторной деятельности курсантов военных вузов: социально-культурный аспект // Культура и образование. 2016. № 3. С. 104–109. Давыдова Е.М., Николаева А.Д. К вопросу межкультурного воспитания в условиях внеаудиторной деятельности // Перспективы науки и образования. 2018. № 3. С. 30–35. Дмитриева Д.Д. Роль внеаудиторной воспитательной работы в подготовке иностранных студентов к межкультурной коммуникации на русском языке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2023. Т. 12, № 1. С. 31–34. Коваленко Н.С. Интернациональный фестиваль русской культуры как эффективная форма внеучебной работы со студентами, изучающими русский язык как иностранный // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. № 9. С. 2876–2881. Медынский Е.Н. Энциклопедия внешкольного образования. URL: http://elibrary.orenlib.ru/index.php?dn=down&to=avtoropen&id=957 (дата обращения: 15.12.2024). Орехова Е.Н., Салманова Ж. Видеоконференция как ресурс развития языковой и межкультурной компетенций студентов вуза // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 4. С. 110–116. Поликультурное образование и общение курсантов в военном институте войск национальной гвардии РФ: культурологический подход / В.А. Беловолов, С.П. Беловолова, А.С. Колухамбеков и др. // Педагогический журнал. 2019. Т. 9, № 2-1. С. 289–301. Полякова Т.Ю. Современное состояние и перспективы развития внеаудиторной работы по иностранному языку в неязыковых вузах // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2021. № 2. С. 114–123. Родионова И.В., Маяцкая Н.К. Формирование коммуникативной компетентности иностранных студентов в поликультурной среде высшей школы // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 1. С. 140–146. Романюк Е.С. Внеаудиторная работа с иностранными студентами как фактор формирования межкультурной коммуникации // Культурная жизнь Юга России. 2008. № 3. С. 60–62. Самохвалова А.Г. Развитие межкультурной коммуникативной компетентности детей и подростков: учеб. пособие. Кострома: Изд-во Костромского гос. ун-та, 2018. 172 с. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО 3++) по направлениям специалитета. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/26 (дата обращения: 10.12.2024). Янкина Н.В. Организация и проведение внеаудиторных межкультурных мероприятий в вузе с участием иностранных студентов как способ формирования поликультурной образовательной среды // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Педагогика, психология. 2020. № 3. С. 19–23. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001. 365 с.
Информация об авторе: Смирнова Евгения Сергеевна, Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, Кострома, Россия, evg-es@mail.ru