![]() |
- 12
- Формирование межкультурной коммуникативной компетентности иностранных военнослужащих средствами внеаудиторной деятельности (на примере «Фестиваля русского языка»)
- Смирнова Е.С. Формирование межкультурной коммуникативной компетентности иностранных военнослужащих средствами внеаудиторной деятельности (на примере «Фестиваля русского языка») // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 2. С. 98-105. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-2-98-105
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-2-98-105
- УДК: 355.1:811.161.1
- EDN: WSWQZO
- Дата приема статьи в публикацию: 29.03.2025
- Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования межкультурной коммуникативной компетентности иностранных военнослужащих в процессе обучения их русскому языку. Особое внимание уделено роли внеаудиторной деятельности, в частности организации и проведению «Фестиваля русского языка» как эффективному средству формирования данной компетентности. Описаны цели, задачи, этапы проведения внеаудиторного мероприятия, его структура; раскрыты содержание и задачи каждого конкурса Фестиваля, а также их потенциал в формировании межкультурной коммуникативной компетентности иностранных курсантов. Подчеркнута важность интеграции языкового и культурологического аспектов в процессе составления конкурсных заданий, что способствует формированию у иностранных военнослужащих толерантного отношения к русской культуре и повышению мотивации к изучению русского языка. В заключении статьи представлены результаты проведенного по итогам Фестиваля опроса, подтверждающие положительное влияние такой формы внеаудиторной деятельности на формирование межкультурной коммуникативной компетентности в соответствии с представленной в статье структурой: Фестиваль мотивирует к изучению культуры России, способствует развитию эмпатии и толерантности в процессе межличностного взаимодействия, увеличивает знания в области русского языка и в области русской культуры, развивает коммуникативные навыки иностранных курсантов.
- Ключевые слова: межкультурная коммуникация, межкультурная коммуникативная компетентность, военный вуз, иностранные курсанты, внеаудиторная деятельность, Фестиваль русского языка.
- Список литературы: Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва: ИКАР, 2009. 448 с. Аликова С.В. О роли внеаудиторных мероприятий при изучении иностранного языка в вузах // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 1-1. С. 101–104. Беляев Р.В. Специфика организации внеаудиторной деятельности курсантов военных вузов: социально-культурный аспект // Культура и образование. 2016. № 3. С. 104–109. Давыдова Е.М., Николаева А.Д. К вопросу межкультурного воспитания в условиях внеаудиторной деятельности // Перспективы науки и образования. 2018. № 3. С. 30–35. Дмитриева Д.Д. Роль внеаудиторной воспитательной работы в подготовке иностранных студентов к межкультурной коммуникации на русском языке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2023. Т. 12, № 1. С. 31–34. Коваленко Н.С. Интернациональный фестиваль русской культуры как эффективная форма внеучебной работы со студентами, изучающими русский язык как иностранный // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. № 9. С. 2876–2881. Медынский Е.Н. Энциклопедия внешкольного образования. URL: http://elibrary.orenlib.ru/index.php?dn=down&to=avtoropen&id=957 (дата обращения: 15.12.2024). Орехова Е.Н., Салманова Ж. Видеоконференция как ресурс развития языковой и межкультурной компетенций студентов вуза // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 4. С. 110–116. Поликультурное образование и общение курсантов в военном институте войск национальной гвардии РФ: культурологический подход / В.А. Беловолов, С.П. Беловолова, А.С. Колухамбеков и др. // Педагогический журнал. 2019. Т. 9, № 2-1. С. 289–301. Полякова Т.Ю. Современное состояние и перспективы развития внеаудиторной работы по иностранному языку в неязыковых вузах // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2021. № 2. С. 114–123. Родионова И.В., Маяцкая Н.К. Формирование коммуникативной компетентности иностранных студентов в поликультурной среде высшей школы // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 1. С. 140–146. Романюк Е.С. Внеаудиторная работа с иностранными студентами как фактор формирования межкультурной коммуникации // Культурная жизнь Юга России. 2008. № 3. С. 60–62. Самохвалова А.Г. Развитие межкультурной коммуникативной компетентности детей и подростков: учеб. пособие. Кострома: Изд-во Костромского гос. ун-та, 2018. 172 с. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО 3++) по направлениям специалитета. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/26 (дата обращения: 10.12.2024). Янкина Н.В. Организация и проведение внеаудиторных межкультурных мероприятий в вузе с участием иностранных студентов как способ формирования поликультурной образовательной среды // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Педагогика, психология. 2020. № 3. С. 19–23. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001. 365 с.