6
Воронцова Анна Валерьевна
Костромской государственный университет
Скрябина Ольга Борисовна
Костромской государственный университет
Воронцов Дмитрий Борисович
Костромской государственный университет
Ландшафт практик воспитательной деятельности в вузах Российской Федерации: тенденции и динамика
Воронцова А.В., Скрябина О.Б., Воронцов Д.Б. Ландшафт практик воспитательной деятельности в вузах Российской Федерации: тенденции и динамика // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 4. С. 47-57. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-4-47-57
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-4-47-57
УДК: 378
EDN: EQGOHA
Дата приема статьи в публикацию: 24.10.2025
Аннотация: В статье излагаются результаты исследования, направленного на анализ ландшафта воспитательной деятельности в вузах Российской Федерации. Исследование выполнено на материале 2014 практик, представленных на Всероссийский конкурс лучших практик реализации молодежной политики и воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования за период 2022–2024 гг. Методологическую основу работы составил исследовательско-конструктивный подход, а в качестве инструментов исследования применялись контент-анализ, семантический анализ и статистическая обработка данных, включая метод углового преобразования Фишера. Эмпирическую базу исследования сформировали структурированные описания воспитательных практик, предоставленные 214 вузами страны. Проведенный анализ позволил выявить ряд устойчивых тенденций, характеризующих современное состояние воспитательной деятельности в образовательных организациях высшего образования: организационное доминирование практик, инициируемых и реализуемых службами проректоров; ориентация содержания практик на личностные изменения студентов при сохранении преобладающего мероприятийного формата; а также определенный уровень внутренней замкнутости воспитательной системы вуза. На основе полученных результатов авторами определены ключевые векторы развития воспитательной работы в высшей школе: совершенствование методологии целеполагания и методического обеспечения воспитательных практик, расширение участия профессорско-преподавательского состава в воспитательном процессе и разработка объективного инструментария для оценки его эффективности.
Ключевые слова: воспитательная деятельность, воспитательная практика, воспитание в университете, содержание и технологии современного воспитания, анализ практик, оценка эффективности воспитания, Всероссийский конкурс лучших практик.
Финансирование и благодарности: Исследование выполнено в рамках Государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации FZEW-2023-0008 по теме «Исследовательско-конструктивный подход как интегративное основание реализации молодёжной политики и воспитательной деятельности в вузе».
Список литературы: Абрамова И.Е., Шишмолина Е.П., Есенгалиева А.М. Экологическое воспитание в рамках международного проекта взаимодействия вузов России и Казахстана: практический опыт // Перспективы науки и образования. 2023. № 5 (65). С. 76–88. Анфалов Е.В., Ольховский Д.В. Обобщение педагогического опыта: поиск нестандартных форм и методов обучения и воспитания курсантов военного вуза // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 2. С. 55. Афанасов А.В. Опыт организации патриотического воспитания студентов вуза // Образование личности. 2019. № 1. С. 79–83. Бондаревская Е.В. Гуманитарная миссия воспитания в современном мире // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы IХ Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч.; Москва, 21–22 апр. 2016 г. Ч. 1. Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2016. С. 26–44. Борытко Н.М. Технологические основания профессионального воспитания студента вуза // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 2. С. 103–107. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologicheskie-osnovaniya-professionalnogo-vospitaniya-studenta-vuza (дата обращения: 31.01.2025). Вербицкий А.А. Единство обучения и воспитания в контекстном образовании // Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии в образовательном и социальном контексте: материалы междунар. конф.; Москва, 13–15 дек. 2019 г. Москва: Московский пед. гос. ун-т, 2020. С. 11–16. Зябрева С.Э. Практики добровольчества и вожатства как составляющие воспитывающей среды вуза // Гуманитарный вестник. 2021. № 13. С. 39–46. Кошуева К.Б., Потапкин Е.Н. Экологическое образование и воспитание студентов в условиях педагогических вузов: состояние проблемы и опыт реализации // Учебный эксперимент в образовании. 2019. № 2 (90). С. 43–52. Мартыненко А.В., Надькин Т.Д., Грачева Е.З. и др. Модель гражданско-патриотического воспитания в вузе: опыт Мордовского государственного педагогического университета: монография. Саранск, 2023. 109 с. Обухова О.В. Опыт экологического просвещения, образования и воспитания в аграрных вузах на примере ФГБОУ во Приморский ГАТУ // Инновационные технологии: опыт, проблемы, перспективы развития. Тверь, 2023. С. 482–485. Рейма О.Я. Досуговая деятельность как основа патриотического и этнокультурного воспитания студентов в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-1. С. 255–258. Рябов В.А., Королева Л.П., Егорова Н.Т. К вопросу о реализации воспитательного потенциала учебных дисциплин в педагогическом вузе // Современное педагогическое образование. 2025. № 2. С. 273–276. Семенов О.Ю., Аносов А.В. Гражданский аспект патриотического воспитания молодежи: актуальные тренды и опыт вузов // KANT: Social Sciences & Humanities. 2024. № 3 (19). С. 173–178. Сергеев Н.К., Борытко Н.М. Концепция и технологии подготовки учителя-воспитателя в системе непрерывного педагогического образования // Известия ВГПУ. 2014. № 9 (94). С. 31–38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-i-tehnologii-podgotovki-uchitelya-vospitatelya-v-sisteme-nepreryvnogo-pedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 09.12.2023). Фокин В.Я. Опыт воспитания патриотизма у студентов вуза в процессе изучения дисциплины «Экономика» // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. 2021. Т. 1. С. 333–338. Фортунатов В.В., Бесчасная А.А., Зиновьев А.О. и др. Воспитание специалистов транспортной отрасли: из опыта старейшего транспортного вуза России // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2021. № 9. С. 112–120. Харламова И.Ю. Роль веб-сайта вуза в патриотическом воспитании обучающихся (из опыта работы Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя) // Информационные технологии в образовании. 2022. № 5. С. 263–264. Чайковская Н.В., Фомина О.Е. Духовно-нравственное воспитание студентов в условиях вуза: из опыта работы Муромского института Владимирского государственного университета // Духовно-нравственная культура в высшей школе. Студенческая молодежь: свобода и ответственность: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений; Москва, 29 янв. 2019 г. Москва, 2019. С. 317–323. Юдина Е.И. Художественные практики как инновационный формат высшего педагогического образования // Вестник Российского нового университета. Сер.: Человек в современном мире. 2024. № 3. С. 68–75. Lukmanova R.Kh., Frolova I.V., Stoletov A.I. Social solidarity of students: university practices and fashioning tools. Perspectives of Science and Education, 2024, no. 5 (71), рр. 30–44.
Информация об авторе: Воронцова Анна Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, annavorontsova@kosgos.ru, https://orcid.org/0000-0002-9706-1082
Информация о соавторе: Скрябина Ольга Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, olgaskryabina@kosgos.ru, https://orcid.org/0000-0001-6575-395Х
Информация о соавторе: Воронцов Дмитрий Борисович, кандидат педагогических наук, доцент, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, d-vorontsov@kosgos.ru, https://orcid.org/0000-0003-1427-0602