10
Ли Цзин
Хулунбуирский университет
Чат-боты как инструмент изучения иностранных языков в условиях цифровой трансформации
Ли Цзин. Чат-боты как инструмент изучения иностранных языков в условиях цифровой трансформации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 4. С. 82-86. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-4-82-86
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-4-82-86
УДК: 811:004
EDN: FPPNMY
Дата приема статьи в публикацию: 26.09.2025
Аннотация: Целью исследования является анализ потенциала чат-ботов как инструмента поддержки изучения и преподавания иностранных языков, выявление их ключевых преимуществ и ограничений, а также разработка рекомендаций по эффективной интеграции этих технологий в образовательный процесс. Результаты и выводы. Исследование подтверждает, что чат-боты на базе искусственного интеллекта (ИИ) способны значительно повысить эффективность изучения иностранных языков за счет: персонализации обучения (адаптация под уровень студента); развития разговорных навыков (имитация живого общения); круглосуточной доступности (обучение вне аудитории); мгновенной обратной связи (автоматическая коррекция ошибок). Чат-боты представляют собой перспективное направление цифровизации языкового образования, но их потенциал может быть реализован только при комплексном подходе, сочетающем технологические инновации с профессиональным развитием преподавателей. Дальнейшие исследования должны сосредоточиться на создании гибких моделей интеграции, учитывающих специфику различных образовательных контекстов.
Ключевые слова: иностранный язык, искусственный интеллект, чат-боты, цифровой образовательный контент, цифровые средства обучения.
Финансирование и благодарности: Статья является результатом проекта «Пятой серии показательных уроков Хулунбуирского университета по идеолого-политическому воспитанию в 2024 году» (№ OP2400000963), программа по идеолого-политическому воспитанию в Русском языке II.
Список литературы: Аннамалай Н.Р., Рашид Аб., Хашми У.М. и др. Использование чат-ботов для изучения английского языка в высшем образовании // Компьютеры и образование: Искусственный интеллект. 2023. C. 113–119. Абобейкер Р., Молета С. ESL 4.0: практическое руководство по преимуществам, проблемам и передовым методам обучения с использованием искусственного интеллекта // Приложениях и стратегиях ИИ в педагогическом образовании. 2024. С. 71–134. Авраменко А.П., Ахмедова А.С., Буланова Е.Р. Технология чат-ботов как средства формирования иноязычной грамматической компетенции при самостоятельном обучении // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28, № 2. С. 386–394. Исламов Р.С. Искусственный интеллект в информационно-коммуникационных технологиях и его влияние на обучение иностранному языку в высшей школе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13, № 12. С. 300–305. Комарова Е.В. Вовлечение чат-ботов в процесс обучения иностранным языкам // Филология и культура. 2024. № 1 (75). С. 149–158. Лавриненко И.Ю. Использование чат-ботов GPT в процессе обучения английскому языку в неязыковом вуз: теоретический аспект // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023. Т. 12, № 2. С. 18–25. Малыгина Л.Е. Виртуальные собеседники: перспективы развития телевизионного промодискурса // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 4 (15). С. 63–70. Перес Дж.К., Дарадумис Т., Пуиг Дж.М.М. Переосвоение использования чат-ботов в образовании: систематический обзор литературы // Образование. 2020. № 28. С. 1549–1565. Сысоев П.В. Технологии искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 6–16.
Информация об авторе: Ли Цзин, Институт иностранных языков, Хулунбуирский университет, Хайлар, КНР, li413898067@126.com