9
Красавин Никита Дмитриевич
Костромской государственный университет
Уровень сформированности этнокультурной идентичности обучающихся сельских школ: критерии, тенденции, барьеры
Красавин Н.Д. Уровень сформированности этнокультурной идентичности обучающихся сельских школ: критерии, тенденции, барьеры // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 4. С. 76-81. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-4-76-81
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-4-76-81
УДК: 373.5
EDN: FPPNMY
Дата приема статьи в публикацию: 03.11.2025
Аннотация: В статье представлен комплексный анализ уровня сформированности этнокультурной идентичности обучающихся сельских школ. На основе теоретического обзора и эмпирических данных рассматриваются структурные компоненты этнокультурной идентичности. Анализ эмпирических данных показывает неоднозначную картину: от высокой этнической осведомленности и привязанности до проявлений индиффирентности, этнонигилизма и этицентризма. В статье определены основные группы барьеров в формировании этнокультурной идентичности подростков и закономерности данного процесса. В заключении предложены рекомендации по созданию целостной, системной и локально адаптированной модели формирования этнокультурной идентичности, ориентированной на развитие у школьников осознанной, устойчивой и толерантной связи с собственным культурным наследием.
Ключевые слова: этнокультурная идентичность, сельская школа, подростки, структура этнокультурной идентичности, барьеры, культурное наследие.
Список литературы: Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений: дис. ... д-ра психол. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва, 1989. 385 с. Казакова Е.И. Модель формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования // Вестник ТГУ. 2013. №8 (124). С. 98–100. Красавин Н.Д. Модель формирования этнокультурной идентичности обучающихся сельских школ в процессе проектной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 1. С. 15–22. Кричевский Р.Л. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. Москва: Изд-во Моск. ун-та. 2013. 437 с. Морзавченков Г.А. Язык как фактор этнокультурной идентичности: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Нижегородский гос. пед. ун-т им. Козьмы Минина. Нижний Новгород, 2015. 30 с. Репринцев А.В., Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики // Научные ведомости БелГУ. Сер.: Гуманитарные науки. 2017б. Т. 33, № 7 (256). С. 142–149. Стефаненко Т.Г. Изучение идентификационных процессов в психологии и смежных науках // Трансформации идентификационных структур в современной России. Москва: Московский общественный научный фонд, 2001. С. 11–29.
Информация об авторе: Красавин Никита Дмитриевич, Костромской государственный университет, Кострома, Российская Федерация, krasawinik@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4136-1799.