- 8
- Связь индивидуальных характеристик и саморегуляции обучающихся в условиях цифровой трансформации образования
- Велиева С.В., Ешмейкина С.В., Велиев А.Р. Связь индивидуальных характеристик и саморегуляции обучающихся в цифровой образовательной среде // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 31, № 3. С. 55-62. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-3-55-62
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-3-55-62
- УДК: 159.95
- EDN: HULDQU
- Дата приема статьи в публикацию: 26.05.2025
- Аннотация: Эволюция информационных технологий, интенсивность в освоении новых инструментов цифровой среды актуализируют повышение требований к возможностям и навыкам субъектов образовательной деятельности, в частности к саморегуляции. В статье обсуждается связь индивидуальных характеристик и саморегуляции обучающихся в цифровой образовательной среде. Выборка исследования состояла из респондентов (N = 187, возраст М = 16, SD = 1,2), которым предлагалось заполнить опросники Л.Н. Собчик «ИТО» и В.И. Моросановой «ССП». Для статистической обработки данных применен коэффициент корреляции r-Пирсона. В статье показан вклад индивидуально-личностных особенностей в процесс осуществления и формирования стилей саморегуляции обучающихся в условиях цифровой трансформации образования в период пандемии COVID-19. Получены данные о роли регуляторных свойств личности (самостоятельности, ответственности и гибкости) в процессе саморегуляции. Установлена положительная связь различных компонентов психической саморегуляции (планирования, моделирования, программирования и оценки результатов) со спонтанностью, экстраверсией и лабильностью. Выявлено, что наибольший вес в осуществлении планирования, программирования и оценки результатов имеют спонтанность и экстраверсия. Такие личностные особенности, как способность к эффективному и реалистичному планированию, гибкость мышления и поведения, ответственное выполнение поставленных задач, оказывают положительное влияние на освоение новых информационных технологий и инструментов. В перспективе полученные сведения могут быть полезными при разработке специально организованной системы развития у обучающихся саморегуляции, готовности к самостоятельному управлению психическими состояниями.
- Ключевые слова: обучающиеся, индивидуальные характеристики, стиль, саморегуляция, психические состояния, цифровая образовательная среда.
- Список литературы: Ахвердова Я.В. Индивидуально-типологические особенности и их влияние на саморегуляцию подростков // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 11. С. 306–312. Галлямова Н.И., Клячкина Н.Л. Трансформация личности подростка в цифровом мире // Наука. Информатизация. Технологии. Образование. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2024. С. 161–165. Головнин В.Н., Кушпаева Г.С., Комольцева А.П. Цифровые границы: влияние алгоритмов на коммуникационное пространство и этические нормы общества // Московский экономический журнал. 2021. № 7. С. 459–464. Дубинский А.А., Лысенко Н.Е., Ковалева М.Е. Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей и параметров саморегуляции у лиц, совершивших неагрессивные правонарушения // Вестник психотерапии. 2017. № 63 (68). С. 125–139. Енгалычев В.Ф., Белодед Д.Р. Психологические риски онлайн-социализации молодежи в цифровой среде // Социализация молодежи в современном мире: трансформации, угрозы, конструктивные векторы: кол. монография. Калуга: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2023. С. 22–31. Кольчик Е.Ю. Саморегуляция в структуре личностной зрелости личности // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2024. Т. 10, № 4. С. 123–133. Крылова Н.Н. Взаимосвязь саморегуляции с социально-психологическими характеристиками выпускников вуза // Вестник Вятского государственного университета. 2023. № 4 (150). С. 124–133. Маськов И.А. Особенности личностной саморегуляции старшеклассников с различным уровнем самооценки // Электронный научный журнал. 2021. № 4 (42). С. 55–57. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция профессиональных планов в старшем подростковом возрасте // Инновационные процессы в высшем и среднем профессиональном образовании и профессиональном самоопределении. Москва: Экон-Информ, 2023. С. 382–393. Моросанова В.И. Саморегуляция как ресурс достижения целей в условиях цифровизации образования // О науке и о жизни: Интервью с выдающимися российскими учеными-психологами. Москва: ДМК Пресс. Электронные книги, 2022. С. 123–137. Омарова М.К. Саморегуляция психических состояний и личностные характеристики в ранней юности // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2018. Т. 33, № 4. С. 90–96. Прохоров А.О. Концептуальная модель ментальных механизмов саморегуляции психических состояний // Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования. Москва: Психологический институт Российской академии образования, 2021. С. 37–43. Рыбников В.Ю., Леонтьева М.О., Круглова М.А. Психофизиологический статус и вегетативная регуляция у студентов с соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы при обучении в период пандемии // Вестник психотерапии. 2023. № 86. С. 92–102. Смехов Ф.В. Стрессовое состояние как системная характеристика субъекта совладания с трудностями // Психология психических состояний: теория и практика. Казань: Новое знание, 2008. С. 287–295. Собчик Л.Н. Теория и практика психологии индивидуальности // Евразийский союз ученых. Сер.: Педагогические, психологические и философские науки. 2021. № 12 (93). С. 26–33. Шейнов В.П., Дятчик Н.В. Психологические состояния и свойства личности, имеющей зависимость от смартфона // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 6 (40). С. 225–235. Stalmach A., D’Elia P., Di Sano S., Casale G. Digital Learning and Self-Regulation in Students with Special Educational Needs: A Systematic Review of Current Research and Future Directions. Education Sciences, 2023, vol. 13 (10):1051. https://doi.org/10.3390/educsci13101051
