8
Велиева Светлана Витальевна
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
Ешмейкина Светлана Владимировна
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
Велиев Артем Рафикович
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
Связь индивидуальных характеристик и саморегуляции обучающихся в условиях цифровой трансформации образования
Велиева С.В., Ешмейкина С.В., Велиев А.Р. Связь индивидуальных характеристик и саморегуляции обучающихся в цифровой образовательной среде // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 31, № 3. С. 55-62. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-3-55-62
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-3-55-62
УДК: 159.95
EDN: HULDQU
Дата приема статьи в публикацию: 26.05.2025
Аннотация: Эволюция информационных технологий, интенсивность в освоении новых инструментов цифровой среды актуализируют повышение требований к возможностям и навыкам субъектов образовательной деятельности, в частности к саморегуляции. В статье обсуждается связь индивидуальных характеристик и саморегуляции обучающихся в цифровой образовательной среде. Выборка исследования состояла из респондентов (N = 187, возраст М = 16, SD = 1,2), которым предлагалось заполнить опросники Л.Н. Собчик «ИТО» и В.И. Моросановой «ССП». Для статистической обработки данных применен коэффициент корреляции r-Пирсона. В статье показан вклад индивидуально-личностных особенностей в процесс осуществления и формирования стилей саморегуляции обучающихся в условиях цифровой трансформации образования в период пандемии COVID-19. Получены данные о роли регуляторных свойств личности (самостоятельности, ответственности и гибкости) в процессе саморегуляции. Установлена положительная связь различных компонентов психической саморегуляции (планирования, моделирования, программирования и оценки результатов) со спонтанностью, экстраверсией и лабильностью. Выявлено, что наибольший вес в осуществлении планирования, программирования и оценки результатов имеют спонтанность и экстраверсия. Такие личностные особенности, как способность к эффективному и реалистичному планированию, гибкость мышления и поведения, ответственное выполнение поставленных задач, оказывают положительное влияние на освоение новых информационных технологий и инструментов. В перспективе полученные сведения могут быть полезными при разработке специально организованной системы развития у обучающихся саморегуляции, готовности к самостоятельному управлению психическими состояниями.
Ключевые слова: обучающиеся, индивидуальные характеристики, стиль, саморегуляция, психические состояния, цифровая образовательная среда.
Список литературы: Ахвердова Я.В. Индивидуально-типологические особенности и их влияние на саморегуляцию подростков // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 11. С. 306–312. Галлямова Н.И., Клячкина Н.Л. Трансформация личности подростка в цифровом мире // Наука. Информатизация. Технологии. Образование. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2024. С. 161–165. Головнин В.Н., Кушпаева Г.С., Комольцева А.П. Цифровые границы: влияние алгоритмов на коммуникационное пространство и этические нормы общества // Московский экономический журнал. 2021. № 7. С. 459–464. Дубинский А.А., Лысенко Н.Е., Ковалева М.Е. Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей и параметров саморегуляции у лиц, совершивших неагрессивные правонарушения // Вестник психотерапии. 2017. № 63 (68). С. 125–139. Енгалычев В.Ф., Белодед Д.Р. Психологические риски онлайн-социализации молодежи в цифровой среде // Социализация молодежи в современном мире: трансформации, угрозы, конструктивные векторы: кол. монография. Калуга: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2023. С. 22–31. Кольчик Е.Ю. Саморегуляция в структуре личностной зрелости личности // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2024. Т. 10, № 4. С. 123–133. Крылова Н.Н. Взаимосвязь саморегуляции с социально-психологическими характеристиками выпускников вуза // Вестник Вятского государственного университета. 2023. № 4 (150). С. 124–133. Маськов И.А. Особенности личностной саморегуляции старшеклассников с различным уровнем самооценки // Электронный научный журнал. 2021. № 4 (42). С. 55–57. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция профессиональных планов в старшем подростковом возрасте // Инновационные процессы в высшем и среднем профессиональном образовании и профессиональном самоопределении. Москва: Экон-Информ, 2023. С. 382–393. Моросанова В.И. Саморегуляция как ресурс достижения целей в условиях цифровизации образования // О науке и о жизни: Интервью с выдающимися российскими учеными-психологами. Москва: ДМК Пресс. Электронные книги, 2022. С. 123–137. Омарова М.К. Саморегуляция психических состояний и личностные характеристики в ранней юности // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2018. Т. 33, № 4. С. 90–96. Прохоров А.О. Концептуальная модель ментальных механизмов саморегуляции психических состояний // Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования. Москва: Психологический институт Российской академии образования, 2021. С. 37–43. Рыбников В.Ю., Леонтьева М.О., Круглова М.А. Психофизиологический статус и вегетативная регуляция у студентов с соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы при обучении в период пандемии // Вестник психотерапии. 2023. № 86. С. 92–102. Смехов Ф.В. Стрессовое состояние как системная характеристика субъекта совладания с трудностями // Психология психических состояний: теория и практика. Казань: Новое знание, 2008. С. 287–295. Собчик Л.Н. Теория и практика психологии индивидуальности // Евразийский союз ученых. Сер.: Педагогические, психологические и философские науки. 2021. № 12 (93). С. 26–33. Шейнов В.П., Дятчик Н.В. Психологические состояния и свойства личности, имеющей зависимость от смартфона // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 6 (40). С. 225–235. Stalmach A., D’Elia P., Di Sano S., Casale G. Digital Learning and Self-Regulation in Students with Special Educational Needs: A Systematic Review of Current Research and Future Directions. Education Sciences, 2023, vol. 13 (10):1051. https://doi.org/10.3390/educsci13101051
Информация об авторе: Велиева Светлана Витальевна, кандидат психологических наук, доцент, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары, Россия, stlena70@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7343-4780
Информация о соавторе: Ешмейкина Светлана Владимировна, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары, Россия, svetlanaka-e@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-2959-5613
Информация о соавторе: Велиев Артем Рафикович, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары, Россия, kimtouo@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-0532-9764