- 12
- Составляющие морального компонента духовных способностей и непродуктивные формы взаимодействия с собственным «Я» и миром
- Ожиганова Г.В. Составляющие морального компонента духовных способностей и непродуктивные формы взаимодействия с собственным «Я» и миром // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 3. С. 88-96. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-3-88-96
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-3-88-96
- УДК: 159.942
- EDN: SLVVQW
- Дата приема статьи в публикацию: 03.07.2025
- Аннотация: В статье поставлен вопрос о сопоставимости непродуктивных форм взаимодействия с собственным «Я» и миром с составляющими морального компонента духовных способностей. Рассматриваются непродуктивные формы взаимодействия с собственным «Я» и миром, связанные с непродуктивной рефлексией, эмпатией, виной. Раскрывается их содержание. Отмечено, что рефлексия, эмпатия, вина имеют и продуктивную, и непродуктивную формы. В эмпирическом исследовании поставлены задачи: 1) сопоставить непродуктивные формы взаимодействия с собственным «Я» и миром (непродуктивную эмпатию, непродуктивную рефлексию, непродуктивную вину) друг с другом; 2) соотнести непродуктивные формы взаимодействия с собственным «Я» и миром и составляющие морального компонента духовных способностей; 3) соотнести продуктивные формы взаимодействия с собственным «Я» и миром (продуктивную эмпатию и продуктивную рефлексию) с составляющими морального компонента духовных способностей. Выборка: 269 респондентов, из них 136 человек женского пола (50,6 %) и 133 человека мужского пола (49,4 %), возраст – от 18 до 53 лет (М = 24,04; SD = 8,76)). Результаты исследования показали: 1) все выделенные формы непродуктивного взаимодействия с собственным «Я» и миром взаимосвязаны и могут рассматриваться как общий синдром непродуктивных проявлений личности; 2) все выделенные формы непродуктивного взаимодействия с собственным «Я» и миром показали отсутствие связи с составляющими морального компонента духовных способностей или коррелировали с ними значимо отрицательно, что показывает несовместимость духовных способностей с непродуктивными проявлениями личности; 3) продуктивные формы взаимодействия с собственным «Я» и миром – продуктивная эмпатия (децентрация, сопереживание, эмпатическая забота (модель эмпатии М Дэвиса)) и продуктивная системная рефлексия (модель Д.А. Леонтьева с коллегами) показывают сопряженность с духовными способностями, отражая их специфику – обеспечение эффективной, плодотворной жизнедеятельности.
- Ключевые слова: духовные способности, непродуктивные формы взаимодействия с собственным «Я» и миром, продуктивные формы взаимодействия с собственным «Я» и миром, рефлексия, эмпатия, вина.
- Список литературы: Белик И.А. Чувство вины в связи с особенностями развития личности: дис. ... канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2006. 209 с. Леонтьев Д.А., Аверина А.Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции // Психологические исследования: электрон. науч. журнал. 2011. Т. 2, № 16. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n2-16/463-leontiev-averina16.html (дата обращения: 12.05.2025). (In Russ.) Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, № 4. С. 110–135. Ожиганова Г.В. Духовная личность. Москва: ИП РАН, 2020a. 288 с. Ожиганова Г.В. Духовно-нравственные качества личности и эмпатия как компоненты высших моральных способностей: верификация взаимосвязи на российской выборке // Вестник РУДН. Сер.: Психология и педагогика. 2020б. № 4. С. 637–655. http://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-4-637-655 Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Смыслоутрата и отчуждение // Культурно-историческая психология. 2007. Т. 3, № 4. С. 68–77. https://doi.org/10.17759/chp.2007030408 Холодная М.А. Светлые и темные стороны рефлексии и арефлексии: эффект расщепления // Психологический журнал. 2022. Т. 43, № 4. С. 15–26. Холодная М.А., Соловьева Е.В. Конструктивные и деструктивные аспекты эмпатии как следствие ее многомерной природы // Психологический журнал. 2024. Т. 45, № 1. С. 32–45. Davis M.H. Empathy: A social psychological approach. Boulder, CO, Westview Press, 1996, 260 p. Eisenberg N. Altruistic Emotion, Cognition, and Behavior. Lawrence Erlbaum Associates, 1986, 256 p. Hoffman M.L. Varieties of empathy-based guilt, ed. by Bybee J., Guilt and Children. San Diego, CA, Academic Press, 1998, pp. 91–112. https://doi.org/10.1016/B978-012148610-5/50005-9 Greenmyer J., Montgomery M., Hosford C. et al. Guilt and Burnout in Medical Students. Teaching and Learning in Medicine, 2021, vol. 34, pp. 1–9. https://doi.org/10.1080/10401334.2021.1891544. Kubany E.S., Watson S.B. Guilt: elaboration of a multidimensional model. Psychological Record, 2003, vol. 5, pp. 51–90. Kugler K., Jones W.H. On conceptualizing and assessing guilt. Journal of Personality and Social Psychology, 1992, vol. 62, no. 2, pp. 318–327. https://doi.org/10.1037/0022-3514.62.2.318 Malti T. Toward an integrated clinical-developmental model of guilt. Developmental Review, 2016, vol. 39, рр. 16–36. https://doi.org/10.1016/j.dr.2015.11.00 O’Connor L.E., Berry J.W., Lewis T., Stiver D.J. Empathy-Based Pathogenic Guilt, Pathological Altruism, and Psychopathology, ed. by B. Oakley, A. Knafo, G. Madhavan, D.S. Wilson, Pathological Altruism. New York, Oxford University Press, 2011, pp. 11–30. Tangney J.P., Stuewig J., Mashek D.J. Moral emotions and moral behavior. Annual Review of Psychology, 2007, vol. 58, pp. 345–372. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.56.091103.070145
