- 6
- Специфика обучения диалогической речи на основе тематических бесед на довузовском этапе
- Артюхова Л.А. Обучение диалогической речи иностранных учащихся на основе типично-коммуникативной ситуации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 3. С. 44-49. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-3-44-49
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-3-44-49
- УДК: 811.161.1
- EDN: FQJYZU
- Дата приема статьи в публикацию: 30.05.2025
- Аннотация: В данной статье рассматривается актуальная проблема обучения диалогической речи иностранных учащихся на довузовском этапе обучения. В начале статьи раскрывается понятие диалога, определяется его важность в обучении учащихся и факторы, которые делают обучение общению более продуктивным. Далее автор предлагает к рассмотрению один из способов обучения диалогической речи – «тематическую беседу». Описываются основные характеристики таких бесед, условия проведения занятий (использование грамматических и лексических упражнений, применение игровых и интерактивных средств обучения). В статье приведены различные варианты тематических бесед: вопросно-ответный формат, круглый стол, дебаты, дискуссия, брифинг, кейс-технология и т. д. Особое внимание отводится использованию вопросно-ответного формата и технологии study-case. Автор раскрывает суть данных методов, а также описывает их содержание и принципы работы. Приводится образец использования данных методов на занятиях, анализируются результаты учащихся. Делается вывод о том, что применение различных форматов тематических бесед мотивирует иностранцев к изучению русского языка. В заключении автор пишет о важности и пользе использования тематической беседы на занятиях по русскому языку как иностранному, а также положительного влияния данного способа на развитие коммуникативных компетенций иностранных учащихся.
- Ключевые слова: русский язык как иностранный, диалогическая речь, тематическая беседа, довузовский этап.
- Список литературы: Аркатова О.Г., Максимова Н.В. Изучение лексики на начальном этапе обучения русского языка как иностранного // Лингвистические исследования и их использование в практике преподавания русского языка и культуры речи и других языковедческих дисциплин: сб. материалов VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Донецк, 2024. С. 114–117. Бесценная В.В. Использование кейс-технологии при обучении РКИ в китайской аудитории: уровни А2, В1 // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты: материалы IХ Междунар. науч.-практ. конф. Омск, 2023. С. 151–156. Босак А.А. Инновационные технологии в процессе обучения иностранным языкам // Иностранные языки: инновации, перспективы исследования и преподавания: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф.; Респ. Беларусь, Минск, 23–24 марта 2023 г. / Белорус. гос. ун-т; редкол.: Е.А. Пригодич (гл. ред.) и др. Минск: БГУ, 2023. Гусева Е.Л. Основные особенности урока русского языка как иностранного // Педагогика современности. 2025. № 1 (31). С. 41–43. Зимняя И.А., Мазаева И.А., Лаптева М.Д. Коммуникативная компетенция, речевая деятельность, вербальное общение / под ред. И.А. Зимней. Москва: Аспект Пресс, 2020. 400 с. Терских Т.Ф. Факторы успешного обучения диалогическому общению студентов-иностранцев // Modern Humanities Success. 2024. № 12. С. 122–125. https://doi.org/10.58224/2618-7175-2024-12-122-125 Толмачева Е. Ю. Проблемно-конструктивный диалог в обучении устным видам речевой деятельности иностранных студентов на занятиях по РКИ (уровень А1-В1): автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2020. 29 с. Троцюк С.Н., Спицына В.И. Говорим по-русски правильно: учеб. пособие. Санкт-Петербург: Наукоемкие технологии, 2024. 82 с. Abdikarimova M., Tashieva N., Tashbolot kyzy A., & Abdullaeva Z. Developing Students Verbal Communication Skills and Speech Etiquette in English Language Teaching. Open Journal of Modern Linguistics, 2021, no. 11, pp. 83–89. https://doi.org/10.4236/ojml.2021.111007 Macagno F. Questions as Dialogue Games. The Pragmatic Dimensions of “Authentic” Questions. Studies in Philosophy and Education, 2023, no. 42, pp. 519–539. https://doi.org/10.1007/s11217-023-09892-6
