6
Артюхова Лидия Александровна
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
Специфика обучения диалогической речи на основе тематических бесед на довузовском этапе
Артюхова Л.А. Обучение диалогической речи иностранных учащихся на основе типично-коммуникативной ситуации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 3. С. 44-49. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-3-44-49
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-3-44-49
УДК: 811.161.1
EDN: FQJYZU
Дата приема статьи в публикацию: 30.05.2025
Аннотация: В данной статье рассматривается актуальная проблема обучения диалогической речи иностранных учащихся на довузовском этапе обучения. В начале статьи раскрывается понятие диалога, определяется его важность в обучении учащихся и факторы, которые делают обучение общению более продуктивным. Далее автор предлагает к рассмотрению один из способов обучения диалогической речи – «тематическую беседу». Описываются основные характеристики таких бесед, условия проведения занятий (использование грамматических и лексических упражнений, применение игровых и интерактивных средств обучения). В статье приведены различные варианты тематических бесед: вопросно-ответный формат, круглый стол, дебаты, дискуссия, брифинг, кейс-технология и т. д. Особое внимание отводится использованию вопросно-ответного формата и технологии study-case. Автор раскрывает суть данных методов, а также описывает их содержание и принципы работы. Приводится образец использования данных методов на занятиях, анализируются результаты учащихся. Делается вывод о том, что применение различных форматов тематических бесед мотивирует иностранцев к изучению русского языка. В заключении автор пишет о важности и пользе использования тематической беседы на занятиях по русскому языку как иностранному, а также положительного влияния данного способа на развитие коммуникативных компетенций иностранных учащихся.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, диалогическая речь, тематическая беседа, довузовский этап.
Список литературы: Аркатова О.Г., Максимова Н.В. Изучение лексики на начальном этапе обучения русского языка как иностранного // Лингвистические исследования и их использование в практике преподавания русского языка и культуры речи и других языковедческих дисциплин: сб. материалов VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Донецк, 2024. С. 114–117. Бесценная В.В. Использование кейс-технологии при обучении РКИ в китайской аудитории: уровни А2, В1 // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты: материалы IХ Междунар. науч.-практ. конф. Омск, 2023. С. 151–156. Босак А.А. Инновационные технологии в процессе обучения иностранным языкам // Иностранные языки: инновации, перспективы исследования и преподавания: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф.; Респ. Беларусь, Минск, 23–24 марта 2023 г. / Белорус. гос. ун-т; редкол.: Е.А. Пригодич (гл. ред.) и др. Минск: БГУ, 2023. Гусева Е.Л. Основные особенности урока русского языка как иностранного // Педагогика современности. 2025. № 1 (31). С. 41–43. Зимняя И.А., Мазаева И.А., Лаптева М.Д. Коммуникативная компетенция, речевая деятельность, вербальное общение / под ред. И.А. Зимней. Москва: Аспект Пресс, 2020. 400 с. Терских Т.Ф. Факторы успешного обучения диалогическому общению студентов-иностранцев // Modern Humanities Success. 2024. № 12. С. 122–125. https://doi.org/10.58224/2618-7175-2024-12-122-125 Толмачева Е. Ю. Проблемно-конструктивный диалог в обучении устным видам речевой деятельности иностранных студентов на занятиях по РКИ (уровень А1-В1): автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2020. 29 с. Троцюк С.Н., Спицына В.И. Говорим по-русски правильно: учеб. пособие. Санкт-Петербург: Наукоемкие технологии, 2024. 82 с. Abdikarimova M., Tashieva N., Tashbolot kyzy A., & Abdullaeva Z. Developing Students Verbal Communication Skills and Speech Etiquette in English Language Teaching. Open Journal of Modern Linguistics, 2021, no. 11, pp. 83–89. https://doi.org/10.4236/ojml.2021.111007 Macagno F. Questions as Dialogue Games. The Pragmatic Dimensions of “Authentic” Questions. Studies in Philosophy and Education, 2023, no. 42, pp. 519–539. https://doi.org/10.1007/s11217-023-09892-6
Информация об авторе: Артюхова Лидия Александровна, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Белгород, Россия, Lidiya_Artyukhova@mail.ru, https://orcid.org/0009-0004-7801-2762