- 8
- Взаимосвязь эмоционального интеллекта и агрессии в поведении подростков: анализ гендерных различий
- Славутская Е.В., Карпунина Д.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и агрессии в поведении подростков: анализ гендерных различий // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 2. С. 58-63. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-2-58-63
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-2-58-63
- УДК: 159.922.7
- EDN: UMIOKI
- Дата приема статьи в публикацию: 12.05.2025
- Аннотация: В статье представлен краткий обзор возрастных психологических особенностей подростков, анализ гендерных различий в проявлении и взаимосвязях эмоционального интеллекта и агрессии. Период перехода к другому виду ведущей деятельности (интимно-личностное общение), начало пубертатных изменений накладывают отпечаток на эмоциональную составляющую жизни и социальное взаимодействие. Развитие эмоционального интеллекта позволяет справляться с агрессивными реакциями и конструктивно разрешать конфликтные ситуации. В исследовании использовались опросники А. Басса – А. Дарки и Н. Холла для выявления мотивационной агрессии и эмоционального интеллекта соответственно. Проведен факторный анализ полученных данных с использованием вращения матрицы корреляционных коэффициентов методом verimax normalized. Показано, что имеются гендерные различия во взаимосвязях показателей эмоционального интеллекта и агрессии у мальчиков и девочек, что отражается как в процентном вкладе в общую дисперсию, так и в разнице во вкладе в факторных нагрузках и содержании значимых факторов.
- Ключевые слова: подростки, агрессия, эмоциональный интеллект, гендерные различия.
- Список литературы: Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения. Санкт-Петербург: Питер, 2014. 368 с. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2021. 784 с. Кобзева О.В. Динамика агрессивности и её взаимодействия с личностными особенностями в подростковом и юношеском возрастах: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2006. 23 с. Кондратенко А.Б., Григорьев А.Н., Кондратенко Б.А. Сравнительный анализ методик Н. Холла и Д. Люсина для измерения эмоционального интеллекта (на примере будущих государственных служащих) // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. № 1. С. 115–118. Кочетова Ю.А. Климакова М.В. Гендерные различия в эмоциональном интеллекте у старших подростков // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9, № 4. С. 65–74. URL: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090407 Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. Санкт-Петербург: Питер, 2007. 192 с. Реан А.А., Новикова М.А. Буллинг в среде старшеклассников Российской Федерации: распространенность и влияние социоэкономических факторов // Мир психологии. 2019. № 1. С. 165–177. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Национальный психологический журнал. 2016, № 4. С. 114–116. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 т. Москва: ВЛАДОС, 1999. 384 с. Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Киселева Т.С. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности и психологическом благополучии человека // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 46–53. Славутская Е.В., Славутский Л.А. Интеллектуальный анализ данных психодиагностики: традиционные методы и современные подходы: монография. Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т, 2022. 218 с. Славутская Е.В., Иванова Г.Ф. Экспериментальный анализ личностных особенностей и адаптации подростков из замещающих семей // Казанский педагогический журнал. 2021. № 2 (145). С. 226–235. https://doi.org/ 10.51379/kpj.2021.146.3.032. Тарасова С.Ю., Бушманова М.С. Разработка и проверка эффективности программы снижения агрессивных проявлений у подростков // Теоретическая и экспериментальная психология. 2024. № 3. С. 114–140. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учеб. пособие. Москва: Институт психотерапии, 2002. 362 с. Хломов К.Д., Бочавер А.А. Агрессия и автономия в подростковом возрасте // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 3, № 3. С. 117–128. Шалагинова К.С., Куликова Т.И., Залыгаева С.А. Гендерные особенности буллинга в подростковом возрасте // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 4. C. 62–71. Extremera N., Quintana-Orts C., Mérida-López S., Rey L. Cyberbullying victimization, selfesteem and suicidal ideation in adolescence: Does emotional intelligence play a buffering role? Frontiers in Psychology, 2018, vol. 9, pp. 367–375. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00367. Slavutskaya E.V., Slavutskii L.A., Nikolaev E.L., Zakharova A.N. Neural Network Models for the Analysis and Visualization of Latent Dependencies: Examples of Psycho Diagnostic Data Processing. Knowledge in the Information Society: Joint Conferences XII Communicative Strategies of the Information Society (CSIS2020) and XX Professional Culture of the Specialist of the Future (PCSF2020); St. Petersburg, 23 октября – 27 октября 2020 г. Cham, Springer Verlag, 2021, pp. 61–70. https://doi.org/10.1007/978-3-030-65857-1_7.