13
Шакурова Марина Викторовна
Воронежский государственный педагогический университет
К обоснованию концепции опросника для диагностики личностно-профессиональных дефицитов будущих педагогов как воспитателей
Шакурова М.В. К обоснованию концепции опросника для диагностики личностно-профессиональных дефицитов будущих педагогов как воспитателей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 2. С. 106-111. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-2-106-111
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-2-106-111
УДК: 378:37
EDN: ZAJGRM
Дата приема статьи в публикацию: 13.04.2025
Аннотация: В статье поднимается вопрос о дефицитах подготовки будущих педагогов как воспитателей. Предпринят краткий обзор опыта диагностики профессиональных дефицитов. Сделан вывод о недостаточной проработанности проблемы личностно-профессиональных дефицитов будущих педагогов как воспитателей в целом, обеспечения диагностическим инструментарием образовательной практики в частности. Аргументируется, что в определении дефицитов, путей и способов их диагностики необходимо интегрировать компетентностный, личностный и аксиологический подходы. Предложены определения понятий «личностно-профессиональный дефицит», «личностно-профессиональная дефицитарность», уточняется сущность личностно-профессиональных дефицитов и дефицитарности. Представлена концепция опросника, разработанного коллективом научно-исследовательской лаборатории изучения проблем коррекции личностно-профессиональных дефицитов будущих педагогов как воспитателей Воронежского государственного педагогического университета. В качестве критериев диагностики личностно-профессиональных дефицитов будущих педагогов как воспитателей определены социокультурно обусловленные личностно-профессиональные дефициты (дефициты ценностного выбора); освоенность профессиональных компетенций; достижение личностной зрелости. В качестве показателей для каждого критерия используются знаниевые проявления, отношенческие проявления, деятельностные проявления. Опросник включает три блока утверждений с однотипной совокупностью вариантов ответа. Обработка результатов возможна как в отношении массива респондентов в целом, так и в отношении отдельных обучающихся (построение индивидуального вектора образования дефицитов и затруднений).
Ключевые слова: будущий педагог как воспитатель, личностно-профессиональные дефициты, диагностический инструментарий, концепция опросника.
Список литературы: База данных вопросов для анкетирования на тему «Исследование готовности к педагогической деятельности»: Свидетельство о регистрации базы данных RU 2024623592, 16.08.2024; заявка от 13.07.2024 / Шакурова М.В., Кудинова Ю.В., Махинин А.Н., Неценко О.В., Шакуров А.Р. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=69584571 (дата обращения: 27.03.2025). Балабанова В.А. Социализационная депривация современного студента как компетентностный дефицит // Дни науки – 2017: сб. трудов VIII Всерос. конф. с междунар. участием: в 3 ч. Ч. 2. Новосибирск: Сибирский университет потребительской кооперации, 2017. С. 19–26. Галажинский Э.В., Литвина С.А., Муравьева О.И. Социальные и профессиональные компетенции и дефициты учащихся начального и среднего профессионального образования: постановка проблемы // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 322. С. 190–196. Гильманов С.А. О факторах затруднений освоения исследовательских умений будущими педагогами-психологами // Вестник Югорского государственного университета. 2017. № 1-1 (44). С. 35–42. Данилов С.В., Шустова Л.П. Профессионально-личностные затруднения будущих и молодых педагогов: опыт сравнительного исследования // Приволжский педагогический поиск. 2018. № 2 (4). С. 75–80. Титова С.А. Формирование общих компетенций у студентов в период коммуникативного дефицита // Среднее профессиональное образование. 2017. № 3. С. 27–31. Чудинский Р.М., Малев В.В., Дубов В.М., Морозова В.В. Реализация в субъектах РФ системы оценки качества педагогического образования на основе профессиональных дефицитов // Вестник педагогических наук. 2023. № 4. С. 79–93. Широких О.Б. Актуальные аспекты совершенствования профессионально-личностной подготовки педагога в контексте современного образовательного пространства // Психолого-педагогический поиск. 2024. № 2 (70). С. 54–63.
Информация об авторе: Шакурова Марина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж, Россия, shakurova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4757-8750