![]() |
- 3
- Критерии отбора технологий воспитания современных детей
- Байбородова Л.В. Критерии отбора технологий воспитания современных детей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 2. С. 24-30. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-31-2 https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-24-30
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-24-30
- УДК: 371.4
- EDN: OIRTLV
- Дата приема статьи в публикацию: 08.04.2025
- Аннотация: В статье обозначается актуальность технологического подхода в педагогике, дается определение понятию «педагогическая технология», отмечается многочисленность технологий и предлагается их классификация, подчеркивается необходимость отбора технологий и разработки критериев отбора. Рассматривается несколько подходов к определению критериев отбора общих технологий воспитания современных детей. Первый подход предусматривает учет трех основных критериев, которые, как правило, необходимы при выборе любых педагогических средств: актуальность, перспективность, инновационность. Второй подход предусматривает учет признаков, которые характеризуют технологию и отличают ее от других педагогических средств. При третьем подходе предлагаются две группы критериев: результативные, означающие результат, который дает использование технологии, и процессуальные, раскрывающие основные принципы использования технологии воспитания современного ребенка. На примере субъектно ориентированной технологии показано, как в ней отражены все названные критерии отбора технологий: формирование индивидуальности и субъектности воспитанника, обеспечение принятия ребенком самостоятельных решений, предоставление возможности делать нравственный выбор и отвечать за его последствия. Дается общий алгоритм целенаправленных действий воспитанника, который может быть переносим в любую ситуацию, группу воспитанников и обеспечивать достижение намеченного результата.
- Ключевые слова: педагогические технологии, воспитание, ребенок, критерии отбора технологий, субъектно ориентированная технология.
- Список литературы: Багдасарян В.Э. Традиционные ценности: стратегия цивилизационного возрождения / науч. ред Ю.Ю. Иерусалимский. Ярославль: ООО «СПК», 2022. 256. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная деятельность: учебник. Москва: КНОРУС, 2023. 402 с. Байбородова Л.В. Ключевые идеи субъектно-ориентированной технологии индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 5. С. 7–21. Воспитание гражданина: Современные контексты и технологии / под науч. ред. В.В. Белкиной, С.Э. Зябревой. Горловка: Изд-во ДГПУ им. В. Шаталова; Ярославль: РИО ЯГПУ, 2024. 255 с. Дмитриева Е.П. Инновационные технологии в патриотическом воспитании школьников. Таганрог: ТРТУ, 2020. 215 с. Иванов И.П. Коллективное творческое дело. Киров: КПГУ, 1990. 324 с. Иванова С.В., Иванов О.Б. Аксиологический кризис в современном мире: найти выход // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. С. 7–29. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы / под ред. Б.З. Вульфова. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Просвещение, 1986. 206 с. Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 01.04.2025). Сластенин В.А. Доминанта деятельности // Народное образование. 1997. № 9. С. 41–42.