6
Антипин Павел Андреевич
Северный государственный медицинский университет
Аксиология здоровья в системе жизненных ценностей старшеклассников
Антипин П.А. Аксиология здоровья в системе жизненных ценностей старшеклассников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 2. С. 44-50. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-2-44-50
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-2-44-50
УДК: 371
EDN: RNETSA
Дата приема статьи в публикацию: 24.03.2025
Аннотация: В экстремальных климатических условиях Крайнего Севера сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, формирование здорового образа жизни и ценностного отношения к здоровью приобретает особую актуальность. В статье дана характеристика климатических условий, уровня общей заболеваемости детского населения Кольского Заполярья, представлены результаты изучения ценностных ориентаций старшеклассников одной из школ Мурманской области в контексте значимости ценности «здоровье». В качестве диагностического инструмента использована методика ценностных ориентаций М. Рокича.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, ценности, ценностные ориентации, подростки.
Список литературы: Асланов Д.И. Системные представления о здоровье как основном компоненте человеческого капитала // Фундаментальные исследования. 2011. № 12-1. С. 202–206. Барышков В.П. Аксиология: учеб. пособие. Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. 65 с. Белишева Н.К., Петров В.Н. Проблема здоровья населения в свете реализации стратегии развития арктической зоны Российской Федерации // Труды Кольского научного центра РАН. 2015. № 6 (19). С. 152–173. Бухвалова Н.Н., Кириллова А.В. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся 8-го класса во внеурочной деятельности // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2015. № 20-1. С. 64–70. Гаирбеков М.М. Формирование ценностных ориентаций и отношения молодежи к здоровому образу жизни // Вопросы науки и образования. 2018. № 1 (13). С. 126–130. Изуткин А.М., Вогралик В.Г., Лавренко В.П. Социалистический образ жизни и здоровье // Философские науки. 1976. № 5. С. 149–152. Колосова В.В. Социологические подходы к изучению ценностей личности в процессе профессиональной деятельности // Молодой ученый. 2016. № 9 (113). С. 999–1002. Комерческая С.П., Ахметшина Э.И., Стафеева А.В. Использование средств эстетической гимнастики в процессе физического воспитания в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-1. С. 124–127. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. 1996. № 4. С. 35–43. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13–25. Лядова А.В., Лядова М.В. Ценность здоровья в современном обществе // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: XX Междунар. конф. памяти проф. Л.Н. Когана, 16–18 марта 2017 г. Екатеринбург: УрФУ, 2017. С. 1506–1512. Мешков И.М. «Цели и средства» в системе ценностных ориентаций философии кантианства и прагматизма Дж. Дьюи // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 1-2. С. 134–138. Отставнова Е.А. Конституционно-правовое обеспечение здорового образа жизни в России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 4 (93). С. 234–237. Светличная Т.Г., Смирнова Е.А. Теоретико-концептуальные подходы и результаты эмпирического изучения феномена медикализации (обзор литературы) // Logos et Praxis. 2017. № 3. С. 145–160. Селезнев В.Н., Овсяник О.А. Ценностные ориентации старших школьников // Вестник Государственного университета просвещения. Сер.: Психологические науки. 2017. № 4. С. 68–79. Старостина А.В. Формирование приоритетной ценности здоровья старшеклассника в совместной деятельности школы и семьи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2009. 22 с. Степучев Д.М. Исследование ценностно-смысловых ориентаций и отношения к здоровью учащихся общеобразовательной школы // Вестник науки. 2023. № 2 (59). С. 88–96. Суворова О.С. Является ли здоровье личностной ценностью? // Философская мысль. 2017. № 2. С. 84–98. Черняева Т.И. Здоровье как точка сборки человеческого капитала // Вестник Поволжского института управления. 2020. № 20 (5). С. 49–56. Шаповалов Д.П. Влияние полярной ночи на двигательную активность детей // Наука, образование и культура. 2019. № 9 (43). С. 45–48. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Москва: Наука, 1987. 179 с.
Информация об авторе: Антипин Павел Андреевич, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, Северный государственный медицинский университет, Архангельск, Россия, antipinp@gmail.com