![]() |
- 12
- Подготовка педагогов к формированию духовно-нравственных ценностей у младших школьников
- Кульберг А.С. Подготовка педагогов к формированию духовно-нравственных ценностей у младших школьников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 1. С. 100-107. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-1-100-107
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-1-100-107
- УДК: 371
- EDN: MMAHFU
- Дата приема статьи в публикацию: 15.01.2025
- Аннотация: В статье рассматривается опыт подготовки педагогов к формированию российских традиционных духовно-нравственных ценностей у младших школьников как одной из ключевых задач современного образования, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека. Акцентируется внимание на необходимости повышения квалификации педагогов, работающих с детьми младшего школьного возраста, в сфере духовно-нравственного воспитания. На базе Автономной некоммерческой организации содействия развитию гуманитарного образования «КЛЕВЕР ЛАБ» (АНО «КЛЕВЕРЛАБ») предложено содержание десяти программ, нацеленных на решение проблем духовно-нравственного воспитания, рассматриваются используемые для этого педагогические средства: формы, методы, технологии. Разработаны методики для изучения и оценки качества подготовки учителей начальных классов к формированию традиционных российских ценностей у учеников. Эффективность предлагаемых для педагогов программ, их освоение подтверждается результатами опроса, отзывами слушателей. Ценность подготовки на базе «КЛЕВЕРЛАБ» в том, что слушатели этих курсов становятся кураторами и побуждают к повышению квалификации учителей начальных классов в своих регионах. Опыт подготовки учителей начальных классов, полученные материалы могут быть использованы в практической деятельности педагогов, методистов, руководителей образовательных учреждений, преподавателей профессионального образования, а также в системе повышения квалификации работников сферы образования.
- Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, традиционные российские духовно-нравственные ценности, подготовка педагогов, образовательный процесс, младшие школьники.
- Список литературы: Асмолов А.Г. Психология личности: антропологический подход в образовании. Москва: Академия, 2022. 342 с. Багдасарян В.Э. Традиционные ценности: стратегия цивилизованного возрождения. Ярославль: СПК, 2022. 256 с. Байбородова Л.В. Индивидуализация и сопровождение в образовательном процессе // Педагогические и психологические проблемы современного образования: материалы науч.-практ. конф. «Чтения Ушинского». 2022. С. 72–81. Бездухов В.П. Воспитание добродетелей молодого поколения как фактор сохранения традиционных ценностей // Духовная безопасность и традиционализм: избр. материалы междунар. науч.-просветит. конф. / отв. ред. А.Г. Поляков. Киров: ВЕСИ, 2023. С. 15–21. Бондаревская Е.В., Шоган В.В., Лукаш С.Н. [и др.] Концептосфера и культурные практики духовно-нравственного воспитания в школе и вузе // Известия кафедры педагогики ПИ ЮФУ. 2010. № 2. С. 4–11. Бурлакова Т.В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе: концептуальные основы. Шуя: ГОУ ВПО «ШГПУ», 2008. 179 с. Вершловский С.Г. Система образования взрослых как объект прогнозирования // Человек и образование. 2006. № 8-9. С. 13–21. Гущина Т.Н. Развитие субъектности старшеклассников: монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. 160 с. Педагогические технологии: в 3 ч. Ч. 1. Образовательные технологии: учебник и практикум для вузов / под общ. ред. Л.В. Байбородовой, А.П. Чернявской. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2023. 258 с. URL: https://urait.ru/bcode/513254 (дата обращения: 06.11.2024). Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Москва: Academia, 2009. 400 c. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/ (дата обращения: 11.09.2024). Тонких В.А. Духовно-нравственные традиции русского народа: становление и эволюция // Духовная безопасность и традиционализм: избр. материалы междунар. науч.-просветит. конф. / отв. ред. А.Г. Поляков. Киров: ВЕСИ, 2023. С. 164–169. Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения 01.04.2023). Формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей у младших школьников средствами предмета «Музыка»: учеб. пособие / под науч. ред. Л.В. Байбородовой, М.В. Груздева. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. 374 с. Формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей у младших школьников: теория и практика: коллектив. монография / под науч. ред. Л.В. Байбородовой, М.В. Груздева. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. 315 с. Формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей у младших школьников: теоретико-методологические основы: коллектив. монография / под науч. ред. Л.В. Байбородовой, М.В. Груздева. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. 159 с. Юдин В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса: монография. Москва: Университетская книга, 2008. 302 с. Darling-Hammond L. Variation in teacher preparation: How well do different pathways prepare teachers to teach? Chicago, MacArthur Foundation, 2022, pp. 302.