9
Гаврилюк Наталия Петровна
Тюменский индустриальный университет
Неустроева Валерия Александровна
Тюменский индустриальный университет
Мавлюшева Дарья Александровна
Тюменский индустриальный университет
Особенности самоактуализации и эмоционального интеллекта как маркер психологических механизмов развития в периоде ранней взрослости
Гаврилюк Н.П., Неустроева В.А., Мавлюшева Д.А. Особенности самоактуализации и эмоционального интеллекта как маркер психологических механизмов развития в периоде ранней взрослости // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 1. С. 74-83. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-1-74-83
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-1-74-83
УДК: 371
EDN: DTHZXY
Дата приема статьи в публикацию: 15.01.2025
Аннотация: ранней взрослости (молодости) отмечается противоречие между объективными социальными и субъективными психическими условиями развития личности, что актуализирует проблему изучения особенностей психологических механизмов, лежащих в основе процесса психического развития, которые могут определять процесс становления психики в данном возрастном периоде. В статье авторами проверена гипотеза о статистически значимых различиях в проявлении структурных компонентов самоактуализации и особенностях эмоционального интеллекта, которые могут являться маркерами психологических механизмов развития в периоде ранней взрослости, в аспекте ресурсов развития и проблемного поля. Экспериментальные исследования современников отмечают различные формы проявления психологических механизмов развития (интериоризации, идентификации, отчуждения, компенсации) в ранней взрослости, роль которых в онтогенезе не одинакова; эмоциональный компонент входит в состав механизмов, регулируя их деятельность, что определило вектор данного исследования. Выявлено, что психологическим ресурсом формирования психологических механизмов развития в периоде ранней взрослости могут являться: структурные компоненты самоактуализации личности – ценности у женщин и контактность у мужчин; эмпатия – как особенность эмоционального интеллекта у мужчин. Проблемным полем формирования психологических механизмов развития в периоде ранней взрослости могут являться: структурные компоненты самоактуализации личности – контактность у женщин, взгляд на природу человека у обеих гендерных выборок; управление эмоциями – как особенность эмоционального интеллекта у женщин.
Ключевые слова: самоактуализация, эмоциональный интеллект, механизм, психологический механизм, интериоризация, идентификация, отчуждение, компенсация, ранняя взрослость.
Список литературы: Баженова Н.И. Самоактуализация как психолого-педагогическое понятие: историко-логический обзор // Педагогическое образование в России. 2012. № 4. С. 27–31. EDN PEIZLL. Богданова А.Ю. Жизнь в молодежи в информационном пространстве: проблемы интернет-социализации и социального отчуждения // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 44. С. 30–32. EDN UUYDBL. Волобуев В.В., Рядинская Е.Н. Интериоризация канонов мужественности и женственности как детерминанта гендерной идентичности современной молодежи // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2023. № 3 (64). С. 6–15. DOI 10.26456/vtpsyped/2023.3.006. EDN NTWZMB. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / под ред. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Б.М. Теплова. Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1960. С. 450. 485 с. Гаранина Ж.Г., Лашина А.И. Гендерные и возрастные особенности самоактуализации личности // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2022. № 4 (60). С. 138–143. EDN DLIFLP. Гульмутдинова Д.Д. Эмоциональный интеллект в цифровой среде: инструменты развития: метод. рекомендации / Уральский государственный педагогический университет [б. и.]; авт.-сост. Д.Д. Гульмутдинова, В.Г. Каримова, А.И. Матвеева. Екатеринбург, 2022. 40 с. Ермакова Е.С. Креативность, самоактуализация и субъективное благополучие студентов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2023. № 2. С. 169–186. DOI 10.35231/18186653_2023_2_169. EDN GYRPWO. Исхакова М.П., Тихомирова М.А. Особенности эмоционального интеллекта студентов-первокурсников экономического и медицинского факультетов // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 25–26 окт. 2022 г.). Санкт-Петербург: Российский гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. Вып. 5. С. 139–146. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-razvitiya-lichnosti-v-period-molodosti/viewer (дата обращения: 10.05.2024). Куницына И.А., Егорова О.В., Яхудина Е.Н. Самоактуализация студентов с разной выраженностью акцентуаций характера // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2023. № 2. С. 232–249. DOI 10.35231/18186653_2023_2_232. EDN LIDZTP. Леонтьев В.Г. Мотивация учебной деятельности. Новосибирск: НГПИ, 1983. С. 45–86. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. Санкт-Петербург: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. URL: https://spbguga.ru/files/03-5-01-005.pdf Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник для студ. вузов. 14-е изд., стер. Москва: Академия, 2012. 656 c. (Высшее профессиональное образование). ISBN 978-5-7695-9163-1. EDN QYFCTN. Науменко Е.А., Науменко О.Н., Абдуллин А.Г. Особенности личностной идентификации молодежи северного региона // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2021. № 2 (54). С. 107–113. EDN VKTLNX. Онлайн-опросник ЭИ по Н. Холлу // Experimental Psychic: портал о практической психологии. URL: https://experimental-psychic.ru/test-na-ehmocionalnyj-intellekt-holla/ (дата обращения: 15.02.2024). Опекина Т.П., Шипова Н.С. Теоретический анализ понятий самореализации, самоактуализации и самоэффективности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 7–15. DOI 10.34216/2073-1426-2021-27-2-7-15. EDN QKJCGX. Радзиховский Л.А. Интериоризация // Психология развития. Словарь / под. ред. А.Л. Венгера. Москва: ПЕР СЭ, 2005. 176 с. Ракович Н.К. Практикум по психодиагностике личности / отв. ред. Н.К. Ракович. Минск: БГПУ, 2002. 248 с. Рыжкова И.С., Власюк И.В. Гендерные аспекты самоактуализации личности // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 5-5 (61). С. 104–108. EDN EMFKXR. Софьина В.Н., Мирошников Э.П., Расторгуева П.А. Эмоциональный интеллект студентов периода ранней взрослости // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2023. № 4. С. 549–562. DOI 10.35231/18186653_2023_4_549. EDN DPMFJS. Социальная психология: хрестоматия / сост. Е.П. Белинская. Москва: Аспект Пресс, 2003. 475 с. Теплов Б.М. Психология. Москва: Учпедгиз. 1953. 121 с. Титова А.А. Эмоциональный интеллект и его развитие в школьном возрасте // Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Сер.: Гуманитарные науки. 2020. № 16. С. 122–128. Шейнов В.П. Взаимосвязи эмоционального интеллекта, интернальности и удовлетворенности жизнью // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. Е: Педагогические науки. 2020. № 15. С. 93–97. EDN UOIRGE. Шкунова А.А., Прохорова М.П., Булганина С.В. Исследование основных компонентов эмоционального интеллекта у бакалавров менеджмента // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81-1. С. 292–295. EDN PFNUSW. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М.: Изд-во, 1994. 209 с. Myrzakhmet L., Makhmutova G. Self-actualization as a factor of socialization of students in society. Modern School of Russia. Modernization Issues, 2022, no. 3-2 (40), pp. 103-107. EDN AHMYQT. Rudometova M.O., Suchkova K.M. Emotional intelligence of pharmacy students // Молодая фармация – потенциал будущего: cб. материалов XII всерос. науч. конф. студентов и аспирантов с междунар. участием; Санкт-Петербург, 14 марта – 18 апреля 2022 г. Санкт-Петербург, 2022. C. 1296–1300. EDN EIJORB.
Информация об авторе: Гаврилюк Наталия Петровна, кандидат психологических наук, доцент, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия, gnatalia0405@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-0846-5481
Информация о соавторе: Неустроева Валерия Александровна, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия, cmroithd@gmail.com
Информация о соавторе: Мавлюшева Дарья Александровна, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия, mavlyusheva03@bk.ru