soloveva-ev-vestnik-pip-2024-4-ru.pdf |
- 13
- Структурно-уровневая организация эмпатии в условиях вузовской адаптации студентов
- Соловьева Е.В. Структурно-уровневая организация эмпатии в условиях вузовской адаптации студентов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 4. С. 99-107. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-4-99-107
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-4-99-107
- УДК: 159.9
- Дата приема статьи в публикацию: 14.10.2024
- Аннотация: Феномен эмпатии имеет множество определений. Все теории, посвященные изучению эмпатии, можно соединить с опорой на структурно-уровневый подход. В наших исследованиях мы выявили множество фактов, подтверждающих уровневое строение структуры эмпатии в условиях вузовской адаптации у студентов. Были применены методики диагностики уровня эмпатических способностей: методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмпатических способностей» и методика М.С. Юркиной «Адаптация студентов к вузу». Выборку составили студенты первого курса (n = 100). Новизна исследования заключается в многомерном представлении структуры эмпатии. В статье приводится возможная модель строения эмпатии в условиях адаптации студентов в вузе и даётся её описание. Она состоит из следующих уровней: психофизиологический, эмоциональный, когнитивный, метакогнитивный, конативный и синергетический. Подтверждены не только положительные, но и отрицательные взаимосвязи между параметрами эмпатии и компонентами вузовской адаптации. Объяснены принципы негативного и позитивного воздействия эмпатии на вузовскую адаптацию студентов. Чем выше структурно-уровневая организация феномена, тем выше адаптационный потенциал личности.
- Ключевые слова: эмпатия, вузовская адаптация, многомерность, уровни, структура, «темная сторона» эмпатии
- Финансирование и благодарности: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 24-28-00518), https://rscf.ru/project/24-28-00518/, по теме «Ресурсные предикторы структурно-уровневой организации конфликтной компетентности».
- Список литературы: Анохин П.К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 1948. Т. 26, № 8. С. 81–99. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. Москва: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. 472 с. Волов В.В., Залевский Г.В. Аналитический метод оценки психоэмоционального состояния // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13, № 3. C. 105–117. https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130308 Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учеб. пособие. Москва: ИНФРА-М, 1997. 318 с. Карпов А.В. Структура и сущность субъективной реальности: монография: в 2 т. Т. 1. Сенсорика. Процессы. Сознание. Ярославль: Филигрань, 2021. 627 с. Карягина Т.Д. Эмпатия как метод: точка зрения современной гуманистической психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24, № 5. С. 178–204. https://doi.org/10.17759/cpp2016240510 Кашапов М.М. Абнотивность как характеристика профессионализации мышления педагога // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29, № 2. С. 137–147. https://doi.org/10.35634/2412-9550-2019-29-2-137-147 Мэтьюс Дж., Люсин Д.В., Робертс Р.Д., Зайднер М. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. 2004. Т. 1, № 4. С. 3–26. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Психологические труды. Москва: Просвещение, 1969. 659 с. Роговин М.С., Залевский Г.В. Верифицируемое и интуитивное познание психического // СПЖ. 2001. № 14–15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/verifitsiruemoe–i–intuitivnoe–poznanie–psihicheskogo (дата обращения: 11.03.2024). Рубин А.А. Биофизика: учеб. пособие: в 3 т. Москва: Наука, 2004. Т. 1. С. 448. Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Ветрова И.И., Никитина А.А. Тест эмоционального интеллекта – русскоязычная методика // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10, № 3. С. 177–192. https://doi.org/10.17759/sps.2019100311 Смирнов А.А., Соловьева Е.В. Закономерности макродинамики вузовской адаптированности первокурсников // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Психология. 2020. Т. 34. С. 72–85. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.34.72 Смирнов А.А., Соловьева Е.В. Эмпатия как метод познания психического (эмпирический аспект) // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Сер.: Гуманитарные науки. 2022. Т. 16, № 3 (61). С. 516–523. https://doi.org/10.18255/1996-5648-2022-3-516-523. Смирнов А.А., Соловьева Е.В. Эмпатия как метод познания психического. Теоретический аспект // Ярославский психологический вестник: науч. журнал. 2021. № 2 (50). С. 61–68. Смирнов А.А. Соловьева Е.В. Взаимосвязь профессионального компонента вузовской адаптации и параметров эмпатии // Ярославский психологический вестник: науч. журнал. 2019. № 3 (45). С. 14–18. Ушаков Д.В. На пути к целостному видению человека // Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17, № 4. С. 617–629. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2020-4-617-629. Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: теоретические подходы и методы измерения // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2005. № 4 (41). С. 131–139. Федоров И.В. Респонзивная динамика эмпатической активности // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 386. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/responzivnaya-dinamika-empaticheskoy-aktivnosti (дата обращения: 30.04.2022). Филогенетическая эволюция психики: в 2 т. Т. 1. История и этапы / А.А. Карпов; Государственная академия наук, Российская академия образования. Ярославль, 2021. 455 c. Холодная М.А. Многомерная природа показателей интеллекта и креативности: теоретические и методические следствия // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 3. С. 18–31. Холодная М.А. Светлые и темные стороны рефлексии и арефлексии: эффект расщепления // Психологический журнал. 2022. Т. 43, № 4. С. 15–26. Холодная М.А., Соловьева Е.В. Конструктивные и деструктивные аспекты эмпатии как следствие ее многомерной природы // Психологический журнал. 2024. Т. 45, № 1. С. 32–45. Шадриков В.Д. Понимание: определение и механизмы // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 4. С. 17–24. https://doi.org/10.17759/chp. 2019150402 Юсупов И.М. Психология измены: монография. Казань: Познание, 2022. 131 с. Davis M.H. Empathy: A social psychological approach. Boulder, Westview Press, 1996. Feshbach N.D., Feshbach S. The relationship between empathy and aggression in two age groups. Developmental Psychology, vol. 1, no. 2, 1969, pp. 102-107. https://doi.org/10.1037/h0027016 Heym N., Kibowski F., Bloxsom C., Blanchard A., Harper A., Wallace L., Firth J., Sumich A. The Dark Empath: Characterising dark traits in the presence of empathy. Personality and Individual Differences, 2020, vol. 169, 110172. https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110172. Merle-Marie P., Marije R., Lea Jasmin S.F., Annelieke M.R. Social Anxiety and Empathy: A Systematic Review and Meta-analysis. Journal of Anxiety Disorders, vol. 78, 2021, https://doi.org/10.1016/j.janxdis.2021.102357 Rizzolatti G., Craighero L. The Mirror-Neuron System. Annual Review of Neuroscience, 2004, vol. 27, pp. 169-192. Rogers С. Empatic: an unappreciated way of being. The Counseling Psychologist, 1975, vol. 5, no. 2. pp. 2-10. Weisz E., Cikara M. Strategic Regulation of Empathy. Trends in Cognitive Sciences, 2021, vol. 25, no. 3, pp. 213-227. https://doi.org/10.1016/j.tics.2020.12.002.