4
Дубенский Павел Игоревич
Костромской государственный университет
Захарова Жанна Анатольевна
Костромской государственный университет
Содержание, средства, условия и результаты формирования у подростков ответственного отношения к обращению с оружием
Дубенский П.И., Захарова Ж.А. Содержание, средства, условия и результаты формирования у подростков ответственного отношения к обращению с оружием // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 4. С. 26-32. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-4-26-32
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-4-26-32
УДК: 159.923
Дата приема статьи в публикацию: 01.11.2024
Аннотация: В статье рассматриваются содержание, средства, условия и результаты формирования ответственного отношения подростков к обращению с оружием. Продолжительность педагогического эксперимента составила 4 года. В исследовании приняли участие юнармейские объединения, функционирующие при КГУ КО «Ченцовский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», ОГБПОУ «Костромской колледж бытового сервиса», МКОУ «Иконниковская средняя школа Красносельского района Костромской области», военно-историческом клубе «Наследники». Формирование ответственного отношения к любой деятельности подразумевает культивирование у индивида самостоятельности, самоорганизации, способности к сотрудничеству, преодолению беспомощности, осознанному следованию юридическим и нравственным нормам и правилам в повседневной жизнедеятельности. Этот процесс характеризуется длительностью, противоречивостью, многофакторностью, имеет особое значение в современном мире и российском обществе, опирается на реальные предпосылки в отечественной истории, теории, зарубежной практике для изучения закономерностей интересующего феномена и обоснования методики его формирования. Содержание данного процесса имеет блочную структуру, включающую целевой, ценностно-смысловой, мотивационный, поведенческий, рефлексивный компоненты, подразумевает использование в качестве средств закаливание, образование, разные варианты взаимодействия и ориентировано на соблюдение педагогических условий: создание многослойной специфической предметно-пространственной среды, насыщенной нравственно-правовой практики и непрерывного мониторинга изменений в волевой, эмоционально-ценностной, действенно-практической сферах развития личности для своевременной коррекции организуемого процесса и регулирования уровня напряженности в отношениях с группой внутри нее.
Ключевые слова: ответственное отношение, подростки, формирование, обращение с оружием
Список литературы: Витольник В.Н., Попов А.А. Культура обращения с огнестрельным оружием: педагогический аспект // Проблемы современного педагогического образования. 2018. С. 95–99. Дамаскин О.В., Красинский В.В. О предотвращении колумбайна (скулшутинга) в образовательных организациях // Государство и право. 2020. № 11. С. 64–96. Дубенский П.И. Педагогические особенности успешности формирования у учащейся молодежи ответственного отношения к оружию // Журнал педагогических исследований. 2023. № 4. С. 72–78. Прядеин В.П. Понятие ответственности, исполнительности, воли как объекты психолого–педагогического исследования // Педагогика. Самоопределение человека и этические ценности глазами психологов, педагогов, социологов. 2012. № 1. С. 32–44. Скулшутинг, колумбайн или вооруженное нападение подростков в учебных учреждениях: причины, признаки и методы предупреждения: онлайн семинар на платформе ZOOM. 03.09.2021.
Информация об авторе: Дубенский Павел Игоревич, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, dybenskiy83@mail.ru
Информация о соавторе: Захарова Жанна Анатольевна, доктор педагогический наук, профессор, заведующая кафедрой психолого-педагогического образования, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, janna_z@mail.ru