8
Брагина Мария Валерьевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Потенциал школьных учебников по географии в контексте формирования у учащихся глобальной ответственности
Брагина М.В. Потенциал школьных учебников по географии в контексте формирования у учащихся глобальной ответственности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 4. С. 58-66. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-4-58-66
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-4-58-66
УДК: 373.5.016:910
Дата приема статьи в публикацию: 19.10.2024
Аннотация: Целью данной статьи является рассмотрение содержания учебников по географии, допущенных к использованию в школе, сквозь призму постепенного появления у обучающихся понимания важности глобальных проблем человечества и взращивания в них ответственности перед настоящим и будущим планеты и человечества. Автором предприняты попытки проследить, как через систему заданий и материала, касающегося различных аспектов глобальных проблем, уже с 5-го класса можно привить школьникам элементы ответственного отношения к природе, а к 9-му классу полностью сформировать всю картину реального положения вещей в природе и отношения к ней каждого обучающегося. Проанализировав содержание текстового материала учебников и задания после параграфов и тематических блоков, автор приходит к выводу, что содержание школьных учебников – это идеальная среда для развития глобальной ответственности учащихся перед актуальными проблемами человечества.
Ключевые слова: глобальная ответственность учащихся, экологическое воспитание, глобальные проблемы человечества, учебники географии, методические приемы обучения географии, окружающая среда, географическое мышление.
Финансирование и благодарности: данное исследование подготовлено в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ ЯГПУ им. К.Д. Ушинского в 2024 году на НИР по теме «Разработка концептуальных основ и технологии формирования глобальной ответственности учащихся в процессе изучения глобальных проблем современности».
Список литературы: Абдурахманов Г.М., Гусейнова Н.О., Иванушенко Ю.Ю., Прокопчик С.В., Кадиева Д.И., Солтанмурадова З.И. Образование в интересах устойчивого развития как основа формирования экологического мировоззрения // Юг России: экология, развитие. 2017. Т. 12, № 3. C. 115–137. Бехтерева Е.Н., Быстрай Е.Б., Артеменко Б.А. Ответственность как личностно-значимое качество ребёнка // Вестник ЮУрГГПУ. 2021. № 2 (162). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otvetstvennost-kak-lichnostno-znachimoe-kachestvo-rebyonka (дата обращения: 30.10.2024). Винокурова Н.Ф. Коэволюционный субъектно-деятельностный подход как методологический базис развития экологического образования и воспитания для устойчивого развития // Вестник МАН РС. 2022. № S2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koevolyutsionnyy-subektno-deyatelnostnyy-podhod-kak-metodologicheskiy-bazis-razvitiya-ekologicheskogo-obrazovaniya-i-vospitaniya (дата обращения: 30.10.2024). География: 5–6-е классы: учебник / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. 12-е изд., перераб. Москва: Просвещение, 2023. 191 с. География: 7-й класс: учебник / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. 11-е изд., перераб. Москва: Просвещение, 2023. 256 с. География: 8-й класс: учебник / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. 12-е изд., перераб. Москва: Просвещение, 2023. 255 с. География: 9-й класс: учебник / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. 11-е изд., перераб. Москва: Просвещение, 2023. 239 с. Купцов С.Е., Синицын И.С. Содержательные и методические основы изучения глобальных проблем человечества в рамках учебного предмета «География» на основе потенциала урочной и внеурочной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhatelnye-i-metodicheskie-osnovy-izucheniya-globalnyh-problem-chelovechestva-v-ramkah-uchebnogo-predmeta-geografiya-na-osnove (дата обращения: 30.10.2024). Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии: пособие для учителя. Москва: Просвещение, 1990. 127 с. Лобжанидзе А.А. Географическое образование как основа глобального взаимопонимания в современном мире // Географическая среда и живые системы. 2020. № 2. C. 9–17. https://doi.org/10.18384/2712-7621-2020-2-9-17. Лощилова А.А. Технология воспитания обучающихся на основе историко-культурного наследия: интегральный подход // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-vospitaniya-obuchayuschihsya-na-osnove-istoriko-kulturnogo-naslediya-integralnyy-podhod (дата обращения: 30.10.2024). Лощилова А.А., Винокурова Н.Ф. Воспитание экологической ответственности обучающихся на основе интегрально-диалоговой технологии // Коммуникология. 2024. Т. 12, № 2. C. 150–158. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-2-150-158. Синицын И.С., Барабанова Т.И., Иванова Т.Г., Арефьева А.А. Особенности организации учебной деятельности по теме «Глобальные проблемы человечества» // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-uchebnoy-deyatelnosti-po-teme-globalnye-problemy-chelovechestva (дата обращения: 30.10.2024).
Информация об авторе: Брагина Мария Валерьевна, кандидат географических наук, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, maryavalerievna@gmail.com, https://orcid.org/0009-0007-6929-6312