sinitsyn-is-vestnik-pip-2024-3.pdf |
- 3
- Глобальная ответственность как базовая идея и результат общего образования: концептуальные основы и технология формирования
- Синицын И.С. Глобальная ответственность как базовая идея и результат общего образования: концептуальные основы и технология формирования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 3. С. 20-26. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-20-26
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-20-26
- УДК: 371
- EDN: TJVISP
- Дата приема статьи в публикацию: 20.10.2024
- Аннотация: Неотъемлемой чертой современности являются постоянно возникающие проблемы и противоречия, порождаемые в условиях глобализирующегося мира и имеющие общечеловеческий характер проявления. Обращение к глобальным проблемам современности как содержательной категории общего образования позволит вывести образовательный процесс на качественно новый уровень, что, с одной стороны, будет проявляться в формировании и дальнейшем развитии комплекса образовательных результатов, которые задекларированы в образовательных стандартах и сопряженных с ними федеральных образовательных программах применительно к разным уровням общего образования и федеральных рабочих программах по отдельным учебным предметам, а с другой – содействовать становлению у школьников глобальной ответственности. В этом контексте миссия общего образования, направленная на преодоление имеющихся в современном обществе «глобального эгоизма» (личностная позиция – «от меня ничего не зависит и я ничего не решаю») и апатии, является актуальной, что требует уточнения на уровне концептуализации ключевых понятий. Цель статьи – раскрыть концептуальные и технологические основы формирования глобальной ответственности как базовой идеи и результата общего образования. Основной научный результат исследования заключается в: 1) раскрытии сущности рассматриваемого феномена с позиции интегративного качества, которое формирует в личности на основе освоенных знаний, норм и правил, совокупности способов деятельности и присвоенных ценностных установок, согласующихся с императивом выживания и устойчивого развития человеческой цивилизации, способность и готовность выстраивать свою жизнедеятельность в направлении разрешения на локальном уровне проявлений глобальных проблем человечества и/или их минимизации с осознанием обязательства за результаты и последствия своих действий; 2) определении общей технологической рамки формирования глобальной ответственности, реализуемой поэтапно на основе частных стратегий: образование о проблемах, образование для проблем, образование через проблемы, которые содержательно (система ответственных дел познавательно-поисковой, просветительской, ценностной, практико-созидательной, нравственно-нормативной и рефлексивно-оценочной направленности) и методически (методы и приемы эвристического обучения, развития критического обучения) соответственно обеспечиваются.
- Ключевые слова: глобальность, ответственность, глобальная ответственность, глобальные проблемы, технология формирования глобальной ответственности, стратегии формирования глобальной ответственности, ценностные установки, ответственное дело.
- Финансирование и благодарности: статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ ЯГПУ им. К.Д. Ушинского в 2024 году на НИР по теме «Разработка концептуальных основ и технологии формирования глобальной ответственности учащихся в процессе изучения глобальных проблем современности».
- Список литературы: Алишев Б.С. К проблеме социальных установок эволюционно-культурного уровня // Социокультурные установки, ценности и мотивы учения современных студентов: сб. науч. трудов / под ред. Б.С. Алишева. Казань: Отечество, 2009. С. 5–28. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Москва: Педагогика, 1989. 192 с. Водопьянов П.А., Данилов А.Н. Духовно-нравственный вектор выбора будущего: к стратегии достаточного развития // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. 2022. № 28 (4). С. 202–221. Гладкий Ю.Н., Сухоруков В.Д. Экономическая и социальная география зарубежных стран: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. Москва: Издательский центр «Академия», 2013. 400 с. Глобальные социоприродные процессы и системы: учеб. пособие / И.И. Абылгазиев, Р.Р. Габдуллин, И.В. Ильин и др. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2011. 256 с. Желтухин Д.Н. Содержание понятия ответственности в современной педагогике // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 5. С. 50–59. Купряшкин И.В. Проблема классификации глобальных проблем современности // Вестник научных конференций. 2016. № 9-5 (13). С. 119–121. Купцов С.Е., Синицын И.С. Изучение глобальных проблем человечества как условие активизации ценного отношения учащихся к окружающей действительности // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 3 (52). С. 476–479. Масленников М.И. Теоретико-методологические подходы к анализу и классификации глобальных проблем современности // Журнал экономической теории. 2010. № 3. С. 132–138. Пушкина И.М. О воспитании глобальной ответственности в контексте новых ценностей мирового сообщества // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2013. № 4. С. 106–108. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва: Народное образование, 1998. 256 с. Синицын И.С., Барабанова Т.И., Иванова Т.Г., Арефьева А.А. Организация учебной деятельности учащихся по освоению содержания темы «Глобальные проблемы человечества» // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 83–88. Сластёнин В.А. Педагогика. Москва: Академия, 2007. 576 с. Урсул А.Д. «Глобальность» как базовое понятие глобальных исследований // Философия и культура. 2019. № 6. С. 1–13.