shakurova-mv-vestnik-pip-2024-3.pdf |
- 1
- К вопросу о методологических основах изучения процесса формирования гражданской идентичности обучающихся
- Шакурова М.В. К вопросу о методологических основах изучения процесса формирования гражданской идентичности обучающихся // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 3. С. 5–11. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-5-11
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-5-11
- УДК: 37:1
- EDN: VJQCPA
- Дата приема статьи в публикацию: 20.10.2024
- Аннотация: В статье поднимается вопрос о релевантных методологических основах изучения и дальнейшего планирования практик формирования гражданской идентичности обучающихся. Выделены особенности опыта изучения проблематики идентичности: обусловленность государственным заказом с последующей концептуализацией и исследовательским поиском, осуществляемым синхронно практическим решениям; переход от фиксируемой в нормативных документах задачи к отдельным содержательным толкованиям понятия и описаний процесса сдерживает сущностно-содержательный анализ и процесс концептуализации, поскольку присутствует установка на четко заданное про-чтение, не требующее корректировки; использование концептуально-методологических решений, разработанных применительно к проблематике сущности гражданской идентичности и процесса ее формирования у обучающихся на основе философии, политологии, культурологии с последующей психолого-педагогической интерпретацией. На основе теоретического анализа, интерпретации и аналогии были сформулированы обобщения относительно ключевых мировоззренческих идей, методологических подходов и принципов, которые релевантны современному представлению о природе, особенностях и механизмах формирования гражданской идентичности обучающихся: а) ключевые мировоззренческие идеи: вероятного развития; детерминирванности процесса формирования идентичности особенностями референтного окружения, уровнем значимости для личности субъектов его воспитания, агентов социализации; человекоразмерности и человекосообразности с опорой, в частности, на идею выращивания характеристик и качеств человека и личности; б) методологические подходы: фрактальный; антропоцентрический; со-бытийный; резонансный; социально-контекстный; в) принципы другодоминантности; резонансного взаимодействия; социально-педагогического реализма, несводимого к прагматизму.
- Ключевые слова: гражданская идентичность, формирование гражданской идентичности обучающихся, методологические основы, социокультурный вызов.
- Финансирование и благодарности: Работа выполнена в соответствии с государственным заданием № 075-00542-24-00 от 17 января 2024 года.
- Список литературы: Агапов Ю.В. Структуры повседневности и культура образования // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение // Вопросы теории и практики. 2011. № 6 (12), ч. 3. С. 10–16. Богуславский М.В., Сумнительный К.Е. Педагогика «жизненного реализма» // Педагогика. 2009. № 6. С. 75–83. Власова Т.И. Фрактальный подход к гражданскому воспитанию современной российской молодежи в ракурсе идей Антонио Грамши // Мир науки. Пси-хология и педагогика. 2016. Т. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fraktalnyy-podhod-k-grazhdanskomu-vospitaniyu-sovremennoy-rossiyskoy-molodyozhi-v-rakurse-idey-antonio-gramshi/viewer (дата обращения: 27.02.2024). Дрюк М.А. К вопросу о построении многомерной концепции человека. Модель – резонансный подход // Философские исследования. 1998. № 1. С. 16–27. Маджуга А.Г., Синицина И.А., Филипенко Е.В. Концептуально-теоретические основы фрактальной педагогики как новой области социально-гуманитарного знания // Научный диалог. 2015. № 12 (48). С. 450–459. Махинин А.Н., Шакурова М.В., Остапенко В.С. Российская идентичность сегодня: проблемы и ресурсы формирования (социально-педагогический кон-текст): монография. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2022. 188 с. Медведев В.А. Проблема концептуализации теоретико-методологических оснований исследования: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Екатеринбург, 2008. 28 с. Никитина Е.А. Событийность как содержательно-смысловая характеристика современного воспитания // Мир педагогики и психологии: международ. науч.-практ. журнал. 2022. № 12 (77). URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sobytijnost-kak-soderzhatelno-smyslovaya-kharakteristika-sovremennogo-vospitaniya.html (дата обращения: 10.03.2024). Сазонова А.Н. Критерий человекоразмерности в контексте антропоориентированности образования // Человекоразмерное образование: актуальные проблемы педагогических практик. Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2018. С. 173–178. Сандалова С.Я. Педагогический резонанс как состояние субъектов образовательной деятельности // Вестник Бурятского государственного университета. Сер.: Философия. 2010. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-rezonans-kak-sostoyanie-subektov-obrazovatelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 11.06.2024). Семенова Н.В. Развитие педагогических аспектов идеи «Человекоразмерности» в научных трудах Л.А. Степашко // Историко-педагогический журнал. 2013. № 4. С. 193–198. Ушаков А.А. Фрактальная методология личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/58PDMN220.pdf (дата обращения: 27.02.2024). Хуторской А.В. Концепция Научной школы человекосообразного образования. Москва: Изд-во «Эйдос»; Изд-во Института образования человека, 2015. 24 с. Шакурова М.В. Воспитание гражданской идентичности детей и молодежи: особенности нормативного поля // Воспитание человека в эпоху глобальных преобразований. Челябинск: ЧИППКРО, 2022. С. 451–455. Шакурова М.В. К тридцатилетию отечественных педагогических исследований идентичности: константы, откровения, заблуждения // Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов. Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2020. С. 142–150. Шустова И.Ю. Событийный подход к воспитанию школьников // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 438. С. 186–193. https://doi.org/10.17223/15617793/438/25.