- 7
- Взаимосвязь меры дифференцированности и меры иерархичности со смысловым, событийно-действенным и ассоциативно-образным мышлением кинорежиссера
- Мосс В.А. Взаимосвязь меры дифференцированности и меры иерархичности со смысловым, событийно-действенным и ассоциативно-образным мышлением кинорежиссера // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 3. С. 50-60. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-50-60
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-50-60
- УДК: 159.9:791.43
- EDN: KFSYFN
- Дата приема статьи в публикацию: 06.09.2024
- Аннотация: В статье поднимается вопрос об актуальности изучения специальных режиссерских способностей и о возможностях дифференционно-интеграционной теории развития для организации данного исследования. В эмпирическом исследовании взаимосвязи меры дифференцированности и меры иерархичности концепта Режиссер со смысловым, событийно-действенным и ассоциативно-образным мышлением приняли участие школьники и студенты (N=403), осваивающие специальность кинорежиссер в возрасте от 12 до 52 лет, среди них 40% мужского пола. Диагностический комплекс включал направленный ассоциативный эксперимент, визуальный прототип концепта Режиссер и тест «Пять кадров». Полученные данные говорят о достоверном влиянии особенностей организации концепта Режиссер на основные виды режиссерского мышления. Выявлено, что чем выше мера дифференцированнности и мера иерархичности концепта Режиссер, тем выше уровень смыслового, событийно-действенного и ассоциативно-образного мышления. Обнаружены как линейные возрастающие, так и U-, Ո-образные изменения уровня режиссерского мышления в зависимости от соотношения меры дифференцированности и меры иерархичности концепта Режиссер.
- Ключевые слова: мера дифференцированности, мера иерархичности, режиссерское мышление, смысловое мышление, событийно-действенное мышление, ассоциативно-образное мышление, режиссерские способности, режиссура кино, кинорежиссер.
- Список литературы: Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 2. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. Волкова Е.В. О химическом мышлении и методах его исследования // Естественно-научное образование: новые горизонты. Сборник / Под общ. Ред. Акад. В.В. Лунина и проф. Н.Е. Кузьменко. М. Издательство Московского университета, 2017. С. 44-58. Волкова Е.В. Роль дифференционно-интеграционного подхода в разработке теории специальных способностей / Сост. и ред. Н.И. Чуприкова, Е.В. Волкова. М.: Языки славянской культуры: Знак, 2014. С. 62-85. Мосс В.А. Возрастная динамика дифференцированности и иерархичности концепта Режиссер // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 4. С. 48–57. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-4-48-57 Поддьяков А.Н. Отношения интеграции - дифференциации в развивающихся системах и перспективы развития ортогенетического закона // Дифференционно-интеграционная теория развития / Сост. Н.И. Чуприкова, А.Д. Кошелев. М.: Языки славянских культур, 2011. С. 287-302. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с. Сеченов И.М. Избранные произведения в двух томах, Т. 1 Физиология и психология / под ред. Х.С. Коштоянца. М: АН СССР, 1952. 774 с. Сеченов И.М. Элементы мысли. СПб.: Питер, 2001. 416 с. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 288 с. Чуприкова Н.И. Время реакции человека: Физиологические механизмы, вербально-смысловая регуляция, связь с интеллектом и свойствами нервной системы. М.: Издательский Дом ЯСК. 2019. 432 с. Чуприкова Н.И. Психика и психические процессы (система понятий общей психологии). М.: Языки славянской культуры, 2015. 608 с. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1997. 480 с. Эйзенштейн С.М. Монтаж. М.: Музей кино, 2000. 592 с. Эпштейн М.Н. Знак пробела: о будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 864 с. Moss V.A. A Test “5 Shots”: Psychometric Characteristics on the Russian Sample. Natural Systems of Mind, 2022, Volume 2, № 3, p. 22-39. DOI: 10.38098/nsom_2022_02_03_03 Solso R.L., MacLin, O.H., MacLin, M.K. (2014). Cognitive Psychology, Pearson Education Limited, 532 p.