21
Изотова Елизавета Геннадьевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Представления педагогического сообщества о программе развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»
Изотова Е.Г. Представления педагогического сообщества о программе развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 3. С. 159-165. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-159-165
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-159-165
УДК: 373
EDN: YMYAAM
Дата приема статьи в публикацию: 20.10.2024
Аннотация: Развитие социальной активности обучающихся начальных классов в настоящий момент находится на стартовом этапе своей реализации. Этот факт объективно выдвигает на первый план задачу научного обоснования и возможности корректировки применения данного направления национальной политики. Не вызывает сомнения, что первым шагом в этом важнейшем вопросе должен стать сбор информации по данной проблеме, касающейся представлений непосредственно педагогического сообщества о программе «Орлята России», что и явилось основной целью настоящей статьи. Так как содержание программы «Орлята России» направлено на воспитательную деятельность педагогов с детьми младшего школьного возраста, развитие их ценностных ориентиров с учётом всех региональных особенностей и вызовов современного мира, то именно представления педагогов о самой программе «Орлята России» стали предметом настоящего исследования. В статье приведены основные результаты опроса 1 984 учителей начальных классов ЦФО, в результате которого определена степень информированности педагогов относительно программы «Орлята России», положительные и отрицательные стороны реализации программы как с позиции педагогов, так и руководства образовательных учреждений. Отмечается, что данные аспекты требуют особенного внимания с целью повышения эффективности внедрения программы развития социальной активности в ЦФО в частности и на территории Российской Федерации в целом. Раскрытие и последующий учет выявленных особенностей реализации программы «Орлята России» в центральном федеральном округе является важнейшим условием оптимизации учебно-воспитательной деятельности в начальной школе и в рамках целой страны.
Ключевые слова: социальная активность, младшие школьники, «Орлята России», воспитание, образование, представления педагогов, базовые национальные ценности.
Список литературы: Беляева О.А. Ценность межличностных отношений в представлениях современных подростков // Психология и жизнь: актуальные проблемы психологии образования и развития личности в современном мире: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Минск, 2022. С. 150–154. Беляева О.А. Особенности эмоционального отношения младших школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья // Психология образования в поликультурном пространстве. 2024. № 1 (65). С. 6–16. Беляков Ю.Д. Методика организации коллективных творческих дел и игр. 2-е изд., перераб. и доп. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»: Учеб.-метод. центр, 2020. 80 с. Изотова Е.Г. Гендерные особенности проявления агрессии и агрессивного поведения младших школьников во внеурочной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология: сб. науч. трудов. Ялта: РИО ГПА, 2018. С. 469–472. Изотова Е.Г. Взаимосвязь социально-психологической адаптации и успеваемости в младшем школьном возрасте // Проблемы современного педагогического образования: сб. науч. трудов. Ялта: РИО ГПА, 2021. № 71-2. С. 428–431. Кабанкова Е.А., Невзорова А.В. Патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации новой программы воспитания // Современный младший школьник: развитие, воспитание, социализация: сб. материалов к 40-летию кафедры педагогики и психологии начального обучения ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 2023. С. 171–178. Камакина О.Ю. Особенности формирования классного коллектива в начальной школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10, № 3 (36). С. 139–141. Карпова Е.В., Изотова Е.Г. Мотивация учебной и внеучебной деятельности школьников. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021. 179 с. Невзорова А.В. Социальная активность старших дошкольников как показатель готовности к школе // Детство, открытое миру: сб. материалов XIV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Омск, 2024. С. 67–69. Учебно-методический комплекс к Программе развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»: метод. материалы / авт.-сост. Н.А. Волкова, А.Ю. Китаева, А.А. Сокольских и др., под общ. ред. А.В. Джеуса, Л.Р. Сайфутдиновой, Л.В. Спириной. Краснодар: Новация, 2022. 342 с. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утв. приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 // Гарант: инф.-правовая система. URL: https://base.garant.ru/400907193/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
Информация об авторе: Изотова Елизавета Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, vetas_143@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3495-5214