24
Исаев Евгений Анатольевич
Воронежский государственный педагогический университет
Экзистенциальное становление личности будущего учителя как бесконечный поиск смысла педагогического бытия
Исаев Е.А. Экзистенциальное становление личности будущего учителя как бесконечный поиск смысла педагогического бытия // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 3. С. 177-184. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-177-184
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-177-184
УДК: 378
EDN: ZSJTMJ
Дата приема статьи в публикацию: 02.11.2024
Аннотация: статье автор высказывает собственную позицию по поводу идей, сформулированных в коллективной монографии, в контексте экзистенциального становления личности будущего учителя как бесконечного поиска смысла педагогического бытия. Коллективом авторов монографии экзистенциальная педагогика понимается как педагогика помощи человеку в постижении смысла жизни, в прохождении разумного, нравственного и полного смыслового самовыражения пути, в достижении подлинно человеческих вершин. На страницах труда обсуждаются такие понятия методологического корпуса, как философия и психология экзистенциализма; свобода и воспитание; закономерности и принципы; ценностные смыслы, экзистенциальный выбор; индивидуальность человека и ее экзистенциальная сфера; субъектность обучающегося и ее педагогическое сопровождение. Помимо этого, в монографии широко освещаются проблемы методического оснащения экзистенциальной педагогики: экзистенциальные средства воспитания, обучения; событийный подход, проблемы самореализации детей в реальном и виртуальном пространстве. Автор настоящей статьи не только анализирует содержание двухтомника, характеризуя его как перспективное издание в освещении педагогических проблем, но и дает оценку значимости монографического материала с точки зрения развития идей экзистенциального самоопределения будущего учителя, понимаемого как процесс и результат поиска и выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. В заключении подчеркивается, что анализируемый труд вносит значительный вклад в развитие педагогической науки, а сформулированные авторским коллективом основы экзистенциальной педагогики дают теоретико-методологические предпосылки для разработки концепции экзистенциального самоопределения будущего учителя в образовательной среде педагогического вуза.
Ключевые слова: философия образования, педагогика и психология педагогического образования, экзистенциальная педагогика, методология подготовки будущего учителя, экзистенциальный подход, экзистенциальное самоопределение.
Список литературы: Белюков К. Жизнь – это череда выборов // Учительская газета. 2014. № 27. URL: https://ug.ru/zhizn-eto-chereda-vyborov/. Дата обращения: 24.08.2024. Верховцев К.Н. Экзистенциальная педагогика: учебное пособие для вузов / К.Н. Верховцев, Н.А. Алексеев. Москва: Издательство Юрайт, 2024. 272 с. Гребенюк О.С. Основы педагогики индивидуальности: учебное пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. Калининград: Калининградский ун-т, 2000. 572 с. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности: учебник и практикум для вузов / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. 2-е изд., доп. Москва: Издательство Юрайт, 2024. 410 с. Исаев Е.А. Экзистенциальная направленность подготовки будущего учителя в условиях социокультурной неопределенности // Наука и образование: актуальные вопросы теории и практики. Материалы IV Международной научно-методической конференции. Самара-Оренбург, 2024. С. 418-420. Ниязбаева Н.Н. Экзистенциальный поворот в педагогике и образовании: свобода, смыслы, самоосуществление // Историко-педагогический журнал. 2022. № 1. С. 36-44. Пушкин А.С. Капитанская дочка. URL: https://ilibrary.ru/text/107/p.1/index.html . Дата обращения: 24.08.2024. Репринцев А.В. Искусство и человек в системе духовных ценностей постиндустриального мира: векторы эволюции смыслов и эталонов культуры // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. №3 (59). Репринцев А.В. Диалектика отношений учителя и культуры в условиях социальной неопределенности. Остается ли педагог субъектом культуры общества будущего? // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2022. №3 (63). Репринцев А.В. Диалектика внешнего и внутреннего в процессе интериоризации личностью ценностей и нормативов культуры / Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики: коллективная монография. В 2-х тт. Том 1 / под науч. ред. М. И. Рожкова. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. С. 52-81. Репринцев А.В. Ценностное отношение личности к действительности как продукт интериоризации ценностей и норм культуры // Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики: коллективная монография. В 2-х тт. Том 1 / под науч. ред. М. И. Рожкова. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. С. 109-143. Рожков М.И. Концепция экзистенциальной педагогики // Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33). С. 73-77. Рожков М.И. Воспитательный потенциал дополнительного образования в освоении детьми культурно-исторического наследия Крыма // Педагогические технологии. 2022. № 3. С. 4-8. Рожков М. И. Воспитание свободного человека: монография / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. 264 с. Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики: коллективная монография. В 2-х тт. Том 1 / под науч. ред. М. И. Рожкова. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. 295 с. Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики: коллективная монография. В 2-х тт. Том 2 / под науч. ред. М. И. Рожкова. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. 319 с. Тихомирова Л.Ф. Экзистенциальный подход к реализации педагогами функции сохранения здоровья учащихся // Ярославский педагогический вестник. 2011. №4. Том II. С. 30-33. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д.А. Леонтьева, М.П. Папуша, Е.В. Эйдмана. М.: Прогресс, 1990. 368 с. Франкл В. Воспоминания = Was nicht in meinen Buchern steht Lebenserinnerungen. М.: Альпина нон-фикшн, 2015. 196 с. Isaev E.A. Pedagogical Support of Existential Self-Determination as a Practice of Developing Student’s Personal Potential // Research Result. Pedagogy and Psychology of Education (Научный результат. Педагогика и психология образования). 2024. Т. 10. № 2. С. 25-33.
Информация об авторе: Исаев Евгений Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж, Россия, evg77237009@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0002-6325-529X