isaev-ea-vestnik-pip-2024-3.pdf |
- 24
- Экзистенциальное становление личности будущего учителя как бесконечный поиск смысла педагогического бытия
- Исаев Е.А. Экзистенциальное становление личности будущего учителя как бесконечный поиск смысла педагогического бытия // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 3. С. 177-184. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-177-184
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-177-184
- УДК: 378
- EDN: ZSJTMJ
- Дата приема статьи в публикацию: 02.11.2024
- Аннотация: статье автор высказывает собственную позицию по поводу идей, сформулированных в коллективной монографии, в контексте экзистенциального становления личности будущего учителя как бесконечного поиска смысла педагогического бытия. Коллективом авторов монографии экзистенциальная педагогика понимается как педагогика помощи человеку в постижении смысла жизни, в прохождении разумного, нравственного и полного смыслового самовыражения пути, в достижении подлинно человеческих вершин. На страницах труда обсуждаются такие понятия методологического корпуса, как философия и психология экзистенциализма; свобода и воспитание; закономерности и принципы; ценностные смыслы, экзистенциальный выбор; индивидуальность человека и ее экзистенциальная сфера; субъектность обучающегося и ее педагогическое сопровождение. Помимо этого, в монографии широко освещаются проблемы методического оснащения экзистенциальной педагогики: экзистенциальные средства воспитания, обучения; событийный подход, проблемы самореализации детей в реальном и виртуальном пространстве. Автор настоящей статьи не только анализирует содержание двухтомника, характеризуя его как перспективное издание в освещении педагогических проблем, но и дает оценку значимости монографического материала с точки зрения развития идей экзистенциального самоопределения будущего учителя, понимаемого как процесс и результат поиска и выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. В заключении подчеркивается, что анализируемый труд вносит значительный вклад в развитие педагогической науки, а сформулированные авторским коллективом основы экзистенциальной педагогики дают теоретико-методологические предпосылки для разработки концепции экзистенциального самоопределения будущего учителя в образовательной среде педагогического вуза.
- Ключевые слова: философия образования, педагогика и психология педагогического образования, экзистенциальная педагогика, методология подготовки будущего учителя, экзистенциальный подход, экзистенциальное самоопределение.
- Список литературы: Белюков К. Жизнь – это череда выборов // Учительская газета. 2014. № 27. URL: https://ug.ru/zhizn-eto-chereda-vyborov/. Дата обращения: 24.08.2024. Верховцев К.Н. Экзистенциальная педагогика: учебное пособие для вузов / К.Н. Верховцев, Н.А. Алексеев. Москва: Издательство Юрайт, 2024. 272 с. Гребенюк О.С. Основы педагогики индивидуальности: учебное пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. Калининград: Калининградский ун-т, 2000. 572 с. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности: учебник и практикум для вузов / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. 2-е изд., доп. Москва: Издательство Юрайт, 2024. 410 с. Исаев Е.А. Экзистенциальная направленность подготовки будущего учителя в условиях социокультурной неопределенности // Наука и образование: актуальные вопросы теории и практики. Материалы IV Международной научно-методической конференции. Самара-Оренбург, 2024. С. 418-420. Ниязбаева Н.Н. Экзистенциальный поворот в педагогике и образовании: свобода, смыслы, самоосуществление // Историко-педагогический журнал. 2022. № 1. С. 36-44. Пушкин А.С. Капитанская дочка. URL: https://ilibrary.ru/text/107/p.1/index.html . Дата обращения: 24.08.2024. Репринцев А.В. Искусство и человек в системе духовных ценностей постиндустриального мира: векторы эволюции смыслов и эталонов культуры // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. №3 (59). Репринцев А.В. Диалектика отношений учителя и культуры в условиях социальной неопределенности. Остается ли педагог субъектом культуры общества будущего? // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2022. №3 (63). Репринцев А.В. Диалектика внешнего и внутреннего в процессе интериоризации личностью ценностей и нормативов культуры / Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики: коллективная монография. В 2-х тт. Том 1 / под науч. ред. М. И. Рожкова. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. С. 52-81. Репринцев А.В. Ценностное отношение личности к действительности как продукт интериоризации ценностей и норм культуры // Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики: коллективная монография. В 2-х тт. Том 1 / под науч. ред. М. И. Рожкова. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. С. 109-143. Рожков М.И. Концепция экзистенциальной педагогики // Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33). С. 73-77. Рожков М.И. Воспитательный потенциал дополнительного образования в освоении детьми культурно-исторического наследия Крыма // Педагогические технологии. 2022. № 3. С. 4-8. Рожков М. И. Воспитание свободного человека: монография / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. 264 с. Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики: коллективная монография. В 2-х тт. Том 1 / под науч. ред. М. И. Рожкова. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. 295 с. Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики: коллективная монография. В 2-х тт. Том 2 / под науч. ред. М. И. Рожкова. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. 319 с. Тихомирова Л.Ф. Экзистенциальный подход к реализации педагогами функции сохранения здоровья учащихся // Ярославский педагогический вестник. 2011. №4. Том II. С. 30-33. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д.А. Леонтьева, М.П. Папуша, Е.В. Эйдмана. М.: Прогресс, 1990. 368 с. Франкл В. Воспоминания = Was nicht in meinen Buchern steht Lebenserinnerungen. М.: Альпина нон-фикшн, 2015. 196 с. Isaev E.A. Pedagogical Support of Existential Self-Determination as a Practice of Developing Student’s Personal Potential // Research Result. Pedagogy and Psychology of Education (Научный результат. Педагогика и психология образования). 2024. Т. 10. № 2. С. 25-33.