2
Байбородова Людмила Васильевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Дубровская Ольга Сергеевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, МОУ СШ № 7 им. адмирала Ф.Ф. Ушакова
Медиацентр как комплексное средство развития воспитательной системы образовательной организации
Байбородова Л.В., Дубровская О.С. Медиацентр как комплексное средство развития воспитательной системы образовательной организации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 3. С. 12-19. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-12-19
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-12-19
УДК: 371.4
EDN: SYGYVK
Дата приема статьи в публикацию: 15.08.2024
Аннотация: Основным фактором, определяющим эффективность и успешность любого образовательного учреждения, является грамотно простроенная воспитательная система. Одной из главных целей любой школы является воспитание активного, патриотичного, самостоятельного, «знающего себя» гражданина. Следовательно, развитие и моделирование новой, уникальной, «работающей» воспитательной системы становится ключевым элементом организации современного образовательного учреждения. В данной статье рассмотрена модель воспитательной системы «школа смыслов», описаны компоненты этой системы и их взаимодействие. Системообразующим компонентом и комплексным средством развития воспитательной системы образовательной организации является школьный медиацентр (мультимедийный центр). Отдельное внимание уделено понятию «медиаобразование». Действительно, стремительное расширение информационно-телекоммуникационных технологий, а также активное внедрение их в современное образование ставят задачу развития медиаобразования как фактора формирования медиакультуры школьников. Медиацентр «Школа смыслов» ориентирован на субъектный и смыслообразующий уровень развития личности ученика. Медиацентр явился средством не только освоения участниками основ медиа и информационной безопасности, но и позволил расширить границы деятельности субъектов, раскрыть их внутренний потенциал. Представлена образовательная программа курса внеурочной деятельности «Школьная журналистика “Школа смыслов”». В статье сформулирован основной вывод о влиянии медиацентра на развитие воспитательной системы общеобразовательной организации.
Ключевые слова: воспитательная система, модель воспитательной системы, школьная журналистика, мультимедийный центр, «школа смыслов», духовно-нравственное воспитание школьников.
Финансирование и благодарности: данная статья выполнена в рамках государственного задания на НИР № 073-00036-24-01 «Социокультурные основы развития воспитательных систем общеобразовательных организаций».
Список литературы: Байбородова Л.В. [и др.] Педагогические технологии: в 3 ч. Ч. 3. Проектирование и программирование: учебник и практикум для вузов / под ред. Л.В. Байбородовой. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2023. 219 с. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная деятельность. Москва: Кнорус, 2023. 402 с. Баранова Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика: учеб. пособие. Люберцы: Юрайт, 2018. С. 269. Данилов А.П., Птак Я.А. Медиаобразование в семье и школе: опыт и проблемы // Семья в России. 2002. № 2. С. 108–125. Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. Санкт-Петербург: Иматон-М, 2000. 576 с. Золотарева А.В., Криницкая Г.М., Пикина А.Л. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей: учебник и практикум для среднего профессионального образования. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт, 2024. 315 с. Лобанов Ю.С. Основы журналистики: учеб. пособие. Москва: Флинта: Наука, 2019. 18 с. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. Москва. 1986. 797 с. Рожков М.И. Развитие самоуправления в ученических коллективах. Казань: Татарское кн. изд-во, 1987. 119 с. Софронова Н.В., Горохова Р.И. Моделирование педагогических систем: монография. Чебоксары: Чувашский гос. педагогический университет, 2011. 174 с. Шестеркина Л.П., Николаева Т.Д. Методика телевизионной журналистики. Москва: Аспект-Пресс, 2020. 224 с. Юдин В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса: монография. Москва: Университетская книга, 2008. 302 с. Arnold, Arnold. The World Book of Arts & Crafts for Children. London, Basingstoke, Macmillan London Limited, 1976, 286 p. Bue, Marion. Turning Mirrors into Windows: teaching the Best Short Films. Littleton, Libraries Unlimited, 1984, 287 p.
Информация об авторе: Байбородова Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, lvbai@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4440-5013
Информация о соавторе: Дубровская Ольга Сергеевна, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского; МОУ СШ № 7 им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, Тутаев, Россия, po4tamt88@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8575-524X