7
Усова Наталия Владимировна
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
Уровень информационно-психологической безопасности молодежи при использовании цифровых технологий
Усова Н.В. Уровень информационно-психологической безопасности молодежи при использовании цифровых технологий // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 3. С. 50-54. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-3-50-54
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-3-50-54
УДК: 159.9:004
EDN: GBRSCK
Дата приема статьи в публикацию: 13.06.2025
Аннотация: В статье представлены результаты исследования уровня информационно-психологической безопасности молодежи в цифровой среде. Целью исследования являлась оценка информационно-психологической безопасности и выявление потенциальных рисков для психического здоровья и адекватного мировоззрения молодого поколения. Исследование проводилось в два этапа. На первом была организована фокус-группа, в ходе которой были выявлены следующие компоненты безопасности в цифровой среде: 1) защита персональных данных; 2) ответственное онлайн-общение; 3) критическое мышление в отношении онлайн-контента; 4) безопасное использование социальных сетей; 5) защита от вредоносного программного обеспечения; 6) соблюдение авторских прав; 7) умеренность в использовании цифровых технологий; 8) забота о психическом здоровье в цифровом пространстве; 9) осведомленность о кибербезопасности; 10) защита от онлайн-манипуляций и вербовки. На втором этапе производилась оценка уровня информационно-психологической безопасности молодежи при использовании цифровых технологий. Результаты показали достаточно высокий уровень цифровой безопасности в отношении защиты персональных данных, ответственного поведения в сети, критического мышления и защиты от вредоносного программного обеспечения. Вместе с тем были выявлены две проблемные области: отсутствие сдержанности в использовании цифровых технологий, приводящее к увлеченности цифровым миром и зависимости от социальных сетей, а также уязвимость к онлайн-манипуляциям и вербовке со стороны экстремистских и деструктивных организаций. Полученные данные подчеркивают необходимость разработки и внедрения дополнительных мер, направленных на формирование осознанного и ответственного отношения к использованию цифровых технологий, а также на повышение устойчивости к психологическому воздействию в онлайн-среде.
Ключевые слова: психологическая безопасность, кибербезопасность, ответственность, критическое мышление, осведомленность, защита, цифровые технологии, молодёжь, кибербуллинг, манипуляции, дезинформация, фейковые новости, психическое здоровье.
Список литературы: Арендачук И.В., Усова Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение молодежи при развитии компетентности в проявлении социальной активности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, № 4. С. 340–355. Арендачук И.В., Усова Н.В., Кленова М.А. Особенности социальной активности российской молодежи в условиях вынужденных социальных ограничений // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13, № 4. С. 182–199. Бессчетнова О.В., Волкова О.А., Алиев Ш.И., Ананченкова П.И., Дробышева Л. Влияние цифровых медиа на психическое здоровье детей и молодежи // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsifrovyh-media-na-psihicheskoe-zdorovie-detey-i-molodezhi (дата обращения: 13.03.2025). Заграничный А.И., Кленова М.А., Усова Н.В. Социально-психологические предикторы психологического климата в учебной группе в образовательной организации высшего образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2024. Т. 12, № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/29PSMN124.pdf (дата обращения: 13.03.2025). Кленова М.А., Усова Н.В., Заграничный А.И. Переживание психологического напряжения на фоне проведения частичной мобилизации в России // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 3. С. 35–43. Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. Москва: Горячая линия–Телеком, 2009. 320 с. Михайлов А.П., Чагин В.С. Молодёжь в цифровом обществе // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2023. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodyozh-v-tsifrovom-obschestve (дата обращения: 13.03.2025). Рерке В.И., Бубнова И.С., Демаков В.И. Информационно-психологическая безопасность как научно-исследовательская дефиниция // Ped. Rev. 2022. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-psihologicheskaya-bezopasnost-kak-nauchno-issledovatelskaya-definitsiya (дата обращения: 13.03.2025). Arendachuk I.V., Usova N.V., Klenova M.A. Educational and developmental activity of high school students under covid-19 restrictions. Izvestiya of Saratov University. New Series. Ser.: Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2022, vol. 11, no. 2, pp. 133–140.
Информация об авторе: Усова Наталия Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, usova_natalia@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3699-9170