3
Соколова Ольга Александровна
Московский городской педагогический университет
Осипенко Людмила Евгеньевна
Московский городской педагогический университет
Педагогический потенциал мегаполиса для изучения школьниками математики
Соколова О.А., Осипенко Л.Е. Педагогический потенциал мегаполиса для изучения школьниками математики // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 3. С. 19-24. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-3-19-24
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-3-19-24
УДК: 373.5.016:51
EDN: PMDGEA
Дата приема статьи в публикацию: 05.06.2025
Аннотация: В условиях постоянного увеличения численности городского населения в последние десятилетия, роста количества мегаполисов и популяризации городского образа жизни, а также в контексте формирования «образовательного общества», где каждый аспект окружающей среды имеет образовательный потенциал, все больше внимания уделяется вопросам использования городского пространства в качестве средства обучения. Город как педагогический инструмент предлагает уникальные возможности для обучения через опыт, взаимодействие и исследования. Таким образом, формируется новая парадигма обучения, где городские объекты активно вовлекаются в образовательный процесс, создавая новые формы взаимодействия между образовательными учреждениями и обществом в целом. В данной статье рассмотрен педагогический потенциал такого мегаполиса, как Санкт-Петербург, при изучении математики на примере темы «Производная». Проанализировав практические задачи по теме «Производная» различных авторов учебников, был составлен список задач, а затем предложены аналогичные задачи на объектах Санкт-Петербурга. Таким образом, было показано, как объекты мегаполиса могут помочь с интересом изучать математику и видеть ее применение в окружающей среде.
Ключевые слова: город, мегаполис, городские объекты, математика, Санкт-Петербург, производная.
Список литературы: Асонова Е.А., Россинская А.Н., Буланов М.В. Как город может и должен изменить педагогическое образование // UniverCity: Города и Университеты. Москва: Экон-Информ, 2020. С. 31–48. Арапова П.И., Борисова М.М., Воропаев М.В., Куприянов Б.В. и др. Рекомендации по разработке комплекса мер по преодолению дефицитов в функционировании (поддержке) институтов воспитания и социализации подрастающего поколения в современном мегаполисе. Москва: Известия Института педагогики и психологии образования, 2022. 128 с. Артюхина А.И. Перспективы событийного образования в городской среде // Социология города. 2018. № 3. С. 94–103. Буланов М.В., Рокаль О.А. Методы субъективных исследований городской среды и способы их презентации // Образование и Город: практики соучаствующего проектирования: сб. ст. по итогам II ежегод. междунар. симпозиума; Москва, 16–18 мая 2019 г. / под ред. С.Н. Вачковой. Москва: Экон-Информ, 2020. С. 42–52. Коровникова Н.А. Образовательный потенциал современного города // Экономические и социальные проблемы России. 2023. № 3 (55). С. 60–78. Ланин Б.А. Город как воспитательная среда // Проблемы современного образования. 2012. № 6. С. 228–230. Лукичева Е.Ю. Достижения петербургской школы в области математического образования // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. 2015. № 2 (2). С. 42–52. Митио Каку. Учеба уже не будет базироваться на запоминании. URL: https://www.vospitaj.com/blog/mitiokaku-uchjoba-uzhe-ne-budet-bazirovatsya-na-zapominanii/ (дата обращения: 01.09.2024). Порозов Р.Ю. Культурно-образовательный потенциал городского пространства: теоретико-культурологический анализ: автореф. дис. … канд. культурологии / ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». Челябинск, 2009. 39 с. Россинская А.Н. Педагогическая оценка городских ресурсов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. № 2 (226). С. 33–42. Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Собр. соч.: в 22 т. Т. 16. Избранные публицистические статьи. С. 13–33. Юмашева М.Д. Жизнь и научно-методическое наследие Н.П. Анциферова // Вопросы культурологии. 2022. № 8. С. 666–684. Ягодовская И.В. История становления и развития экскурсионного метода в Российском образовании: дис. … канд. пед. наук. Москва, 2007. 150 с. Sun Li. Embracing informal learning experiences to support science and mathematics education. School Science & Mathematics, 2024, vol. 124, no. 5, pp. 289–292. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/ssm.18307 Welsh R.O., Swain W.A. (Re)Defining Urban Education: A Conceptual Review and Empirical Exploration of the Definition of Urban Education. Educational Researcher, 2020, vol. 49, no. 2, pp. 90–100. URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.3102/0013189X20902822
Информация об авторе: Соколова Ольга Александровна, Московский городской педагогический университет; гимназия № 114, Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия, stolyarovaoa676@mgpu.ru
Информация о соавторе: Осипенко Людмила Евгеньевна, доктор педагогических наук, профессор, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, osipenkole@mgpu.ru