- 3
- Педагогический потенциал мегаполиса для изучения школьниками математики
- Соколова О.А., Осипенко Л.Е. Педагогический потенциал мегаполиса для изучения школьниками математики // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 3. С. 19-24. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-3-19-24
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-3-19-24
- УДК: 373.5.016:51
- EDN: PMDGEA
- Дата приема статьи в публикацию: 05.06.2025
- Аннотация: В условиях постоянного увеличения численности городского населения в последние десятилетия, роста количества мегаполисов и популяризации городского образа жизни, а также в контексте формирования «образовательного общества», где каждый аспект окружающей среды имеет образовательный потенциал, все больше внимания уделяется вопросам использования городского пространства в качестве средства обучения. Город как педагогический инструмент предлагает уникальные возможности для обучения через опыт, взаимодействие и исследования. Таким образом, формируется новая парадигма обучения, где городские объекты активно вовлекаются в образовательный процесс, создавая новые формы взаимодействия между образовательными учреждениями и обществом в целом. В данной статье рассмотрен педагогический потенциал такого мегаполиса, как Санкт-Петербург, при изучении математики на примере темы «Производная». Проанализировав практические задачи по теме «Производная» различных авторов учебников, был составлен список задач, а затем предложены аналогичные задачи на объектах Санкт-Петербурга. Таким образом, было показано, как объекты мегаполиса могут помочь с интересом изучать математику и видеть ее применение в окружающей среде.
- Ключевые слова: город, мегаполис, городские объекты, математика, Санкт-Петербург, производная.
- Список литературы: Асонова Е.А., Россинская А.Н., Буланов М.В. Как город может и должен изменить педагогическое образование // UniverCity: Города и Университеты. Москва: Экон-Информ, 2020. С. 31–48. Арапова П.И., Борисова М.М., Воропаев М.В., Куприянов Б.В. и др. Рекомендации по разработке комплекса мер по преодолению дефицитов в функционировании (поддержке) институтов воспитания и социализации подрастающего поколения в современном мегаполисе. Москва: Известия Института педагогики и психологии образования, 2022. 128 с. Артюхина А.И. Перспективы событийного образования в городской среде // Социология города. 2018. № 3. С. 94–103. Буланов М.В., Рокаль О.А. Методы субъективных исследований городской среды и способы их презентации // Образование и Город: практики соучаствующего проектирования: сб. ст. по итогам II ежегод. междунар. симпозиума; Москва, 16–18 мая 2019 г. / под ред. С.Н. Вачковой. Москва: Экон-Информ, 2020. С. 42–52. Коровникова Н.А. Образовательный потенциал современного города // Экономические и социальные проблемы России. 2023. № 3 (55). С. 60–78. Ланин Б.А. Город как воспитательная среда // Проблемы современного образования. 2012. № 6. С. 228–230. Лукичева Е.Ю. Достижения петербургской школы в области математического образования // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. 2015. № 2 (2). С. 42–52. Митио Каку. Учеба уже не будет базироваться на запоминании. URL: https://www.vospitaj.com/blog/mitiokaku-uchjoba-uzhe-ne-budet-bazirovatsya-na-zapominanii/ (дата обращения: 01.09.2024). Порозов Р.Ю. Культурно-образовательный потенциал городского пространства: теоретико-культурологический анализ: автореф. дис. … канд. культурологии / ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». Челябинск, 2009. 39 с. Россинская А.Н. Педагогическая оценка городских ресурсов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. № 2 (226). С. 33–42. Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Собр. соч.: в 22 т. Т. 16. Избранные публицистические статьи. С. 13–33. Юмашева М.Д. Жизнь и научно-методическое наследие Н.П. Анциферова // Вопросы культурологии. 2022. № 8. С. 666–684. Ягодовская И.В. История становления и развития экскурсионного метода в Российском образовании: дис. … канд. пед. наук. Москва, 2007. 150 с. Sun Li. Embracing informal learning experiences to support science and mathematics education. School Science & Mathematics, 2024, vol. 124, no. 5, pp. 289–292. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/ssm.18307 Welsh R.O., Swain W.A. (Re)Defining Urban Education: A Conceptual Review and Empirical Exploration of the Definition of Urban Education. Educational Researcher, 2020, vol. 49, no. 2, pp. 90–100. URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.3102/0013189X20902822