![]() |
- 2
- Методологические вызовы в измерении точности самооценки мягких навыков
- Емельянова Э.Л. Методологические вызовы в измерении точности самооценки мягких навыков // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 3. С. 13-18. 13-18 https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-31-3-13-18
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-3-13-18
- УДК: 159.95
- EDN: JFRTGA
- Дата приема статьи в публикацию: 24.04.2025
- Аннотация: В последние десятилетия наблюдается рост интереса к мягким навыкам, или «soft skills», в контексте их значимости для профессионального и личностного роста. Мягкие навыки, к которым относятся коммуникация, критическое мышление, лидерство и эмоциональный интеллект, играют важную роль в успешной адаптации и достижении целей как в образовательной, так и в профессиональной сферах. Согласно исследованиям, до 67 % работодателей отдают предпочтение кандидатам с развитыми мягкими навыками, даже при недостатке технических знаний. В таких условиях одной из важных задач, стоящих перед системой образования, является развитие мягких навыков и их диагностика. Одним из ключевых методов диагностики этих навыков является самооценка, однако объективность самооценки сталкивается со множеством проблем. В статье рассматриваются сложности, возникающие при оценке собственных мягких навыков, в частности проблема субъективной самооценки, обусловленная различными когнитивными искажениями и влиянием социальных факторов, а также предлагаются методы, которые могут помочь повысить объективность самооценки этих навыков. В заключение показаны пути преодоления этих ограничений, включая разработку более точных методик и учет контекстных особенностей при оценке мягких навыков.
- Ключевые слова: мягкие навыки, самооценка, объективность, когнитивные искажения, диагностика, эмоциональный интеллект, лидерство, личные качества.
- Список литературы: Авдеева Н.Н., Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Мягкие навыки: концепции, проблемы, исследования // Современная зарубежная психология. 2024. Т. 13, № 3. https://doi.org/10.17759/jmfp.2024000002 Закирова М.Р. Важность развития мягких навыков у студентов технических вузов // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф. 16–17 ноября 2023 г. / под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 710–721. Наймушина Л.М. Социально-эмоциональное обучение как новое направление развития педагогической науки и практики // Педагогика: история, перспективы. 2019. № 3. С. 41–48. Barthakur A., Kovanovic V., Joksimovic S., Pardo A. Challenges in assessments of soft skills: Towards unobtrusive approaches to measuring student success. Kovanovic V., Azevedo R., Gibson D.C., Ifenthaler D. (eds.) Unobtrusive observations of learning in digital environments. Advances in analytics for learning and teaching. Springer, Cham, 2023, pp. 53–71. https://doi.org/10.1007/978-3-031-30992-2_4 Bergner R.M. What is behavior? And so what? New Ideas in Psychology, 2017, no. 47, pp. 1–10. Chamorro-Premuzic T., Arteche A., Bremner A.J., Greven C., Furnham A. Soft skills in higher education: importance and improvement ratings as a function of individual differences and academic performance. Educational Psychology, 2010, vol. 30, no. 2, pp. 221–241. https://doi.org/10.1080/01443410903560278 Dunning D., Heath C., Suls J.M. Flawed self-assessment: Implications for health, education, and the workplace. Psychological Science in the Public Interest, 2004, vol. 5, no. 3, pp. 69–106. Escolà-Gascón A., Gallifa J. How to measure soft skills in the educational context: psychometric properties of the SKILLS-in-ONE questionnaire. Studies in Educational Evaluation, 2022, no. 74, pp. 1–14. https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2022.101155. Gray G., Bergner Y. Chapter 2: A practitioner’s guide to measurement in learning analytics – Decisions, opportunities, and challenges. Handbook of Learning Analyitcs, 2022, p. 9. https://doi.org/10.18608/hla22.002 Heckman J.J., Kautz T. Hard evidence on soft skills. Labour Economics, 2012, vol. 19, no. 4, pp. 451–464. Jardim J., Pereira A., Vagos P., Direito I., Galinha S. The soft skills inventory: Developmental procedures and psychometric analysis. Psychological Reports, 2022, vol. 125, no. 1, pp. 620–648. https://doi.org/10.1177/0033294120979933 Kruger J., Dunning D. Unskilled and unaware of it: How difficulties in recognizing one's own incompetence lead to inflated self-assessments. Journal of Personality and Social Psychology, 1999, vol. 77, no. 6, pp. 1121–1134. Lai E.R., Viering M. Assessing 21st century skills: Integrating research findings. Pearson, 2012. Martin C.K., Nacu D., Pinkard N. Revealing opportunities for 21st century learning: An approach to interpreting user trace log data. Journal of Learning Analytics, 2016, vol. 3, no. 2, pp. 37–87. Medvedeva O.D., Rubtsova A.V., Vilkova A.V., Ischenko V.V. Digital monitoring of students’ soft skills development as an interactive method of foreign language learning. Education Sciences, 2022, vol. 12, no. 8, pp. 506. https://doi.org/10.3390/educsci12080506 OECD Economic Outlook, 2021, № 1. https://doi.org/10.1787/edfbca02-en Sondergeld T.A., Johnson C.C. Development and validation of a 21st century skills assessment: Using an iterative multimethod approach. School Science and Mathematics, 2019, vol. 119, no. 6, pp. 312–326. https://doi.org/10.1111/ssm.12355 Zondag M.M., Johnson E.I. Measuring soft skills in education: A review of the literature. Educational Research Review, 2019, no. 27, pp. 1–15.