12
Казаков Александр Валерьевич
Костромской государственный университет
Уровень субъективного благополучия студентов-первокурсников в образовательной среде вуза
Казаков А.В. Уровень субъективного благополучия студентов-первокурсников в образовательной среде вуза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 4. С. 90-98. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-4-90-98
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-4-90-98
УДК: 378
Дата приема статьи в публикацию: 14.10.2021
Аннотация: В статье рассматривается проблема субъективного благополучия студентов в образовательной среде вуза и механизмов ее поддержания. Субъективное благополучие рассматривается как состояние удовлетворённости личности собой, обстановкой, в которой она самореализуется, а также отдельными аспектами собственной жизни на основании имеющихся у неё представлений о внутренней и внешней среде в целом. В исследовании приняли участие 86 студентов-первокурсников Костромского государственного университета и Московского государственного лингвистического университета (71 женщин, 15 мужчин). Диагностический инструментарий включал в себя авторскую анкету субъективного благополучия, методику диагностики субъективного благополучия личности (Р.М. Шамионов, Т.В. Бесков), методику для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой). Результаты исследования показали, что студенты, принявшие участие в исследовании, обладают достаточно высоким уровнем субъективного благополучия. Наиболее выражены у студентов ценностный и когнитивный компоненты благополучия, которые отражают сформированные у них ценностные ориентации, мировоззренческие позиции, а также наличие представлений об учебном заведении и способах самореализации в образовательной среде вуза. Низкие показатели у респондентов были выявлены по социально-нормативному и гедонистическому благополучию, что во многом связано с давлением социальных норм на студентов и низким уровнем материальной обеспеченности, затрудняющим удовлетворение возникающих потребностей. У студентов наиболее выражены учебно-познавательные мотивы и мотивы избегания. Прослеживается тенденция к получению новых учебных знаний, выработке новых компетенций. Однако при столкновении с трудностями студенты не готовы конструктивно преодолевать их, предпочитают уходить от решения проблем, дистанцироваться. Своевременное выявление специфики субъективного благополучия первокурсников позволит наметить перспективы психолого-педагогического сопровождения студентов на всех этапах обучения.
Ключевые слова: субъективное благополучие, студенты, образовательная среда вуза, педагогические условия, мотивация.
Список литературы: Бейлина Н.С., Баранова Е.М. Проблема психологического благополучия студентов в условиях дистанционного обучения: педагогический аспект // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2022. Т. 24, № 87. С. 20–26. https://doi.org/10.37313/2413-9645-2022-24-87-20-26. Бородовицына Т.О. Особенности психологического благополучия студентов различных профилей подготовки // Мир науки. Педагогика и психология, 2020. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/45PSMN420.pdf. Васильева И.В., Чумаков М.В., Чумакова Д.М., Булатова О.В. Субъективное благополучие студентов психолого-педагогических направлений в период эпидемии COVID-19 // Образование и наука. Т. 23, № 10. С. 129–154. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-10-129-154 Карлышев В.М., Казарина А.С., Миронова В.М. Исследование субъективного благополучия юных спортсменов разных специализаций // Ученые записки университета Лесгафта. 2022. № 11 (213). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-subektivnogo-blagopoluchiya-yunyh-sportsmenov-raznyh-spetsializatsiy. Каменский П.И. Сопряженность специфики межличностной зависимости и субъективного благополучия во взрослости // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sopryazhennost-spetsifiki-mezhlichnostnoy-zavisimosti-i-subektivnogo-blagopoluchiya-vo-vzroslosti. Корацио-Эренверт К.С., Елисеева Ж.М. Особенности субъективного благополучия и толерантности у студентов гуманитарного направления // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 12 (126). URL: https://research-journal.org/archive/12-126-2022-december/10.23670/IRJ.2022.126.27. https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.126.27. Корзун С.А., Нифонтова Т.А. Взаимосвязь субъективного благополучия и совладающего поведения у студентов // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. ст. 2019. Вып. 19: в 3 ч. Ч. 3. С. 179–186. URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/48639. Кулакова А.М. Специфика субъективного благополучия студентов: профильный и гендерный аспекты // Молодой ученый. 2020. № 49 (339). С. 522–525. URL: https://moluch.ru/archive/339/75901/. Льдокова Г.М. Семейные факторы субъективного благополучия детей // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynye-faktory-subektivnogo-blagopoluchiya-detey. Носова Л.М. Субъективное благополучие: теоретико-методологические подходы // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2019. № 1 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektivnoe-blagopoluchie-teoretikometodologicheskie-podhody. Самохвалова А.Г., Тихомирова Е.В., Вишневская О.Н., Шипова Н.С. Субъективное благополучие студентов, поступивших в вуз на разные направления подготовки // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektivnoe-blagopoluchie-studentov-postupivshih-v-vuz-na-raznye-napravleniya-podgotovki. Самохвалова А.Г., Тихомирова Е.В., Шипова Н.С., Вишневская О.Н. Психологическое благополучие студенческой молодежи в эпоху больших вызовов. Кострома: Костромской государственный университет. 2023. 218 с. Федотова Е.Е. Субъективное благополучие студентов и его факторы: теоретический анализ // ОмГУ. 2020. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektivnoe-blagopoluchie-studentov-i-ego-faktory-teoreticheskiy-analiz. Шипова Н.С. Субъективное благополучие, ощущение счастья и отношение к себе: возрастной аспект // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektivnoe-blagopoluchie-oschuschenie-schastya-i-otnoshenie-k-sebe-vozrastnoy-aspekt.
Информация об авторе: Казаков Александр Валерьевич, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, sanuo57@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9721-7390