- 1
- Особенности организации образовательного процесса в сельской малокомплектной школе
- Байбородова Л.В., Груздев М.В., Лушникова Т.В. Особенности организации образовательного процесса в сельской малокомплектной школе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 4. С. 5-11. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-4-5-11
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-4-5-11
- УДК: 373
- Дата приема статьи в публикацию: 07.11.2024
- Аннотация: В статье показаны особенности сельской малокомплектной школы, рассмотрены социальные, психологические, педагогические и организационные факторы, которые влияют на построение учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе, предложены конкретные педагогические средства и технологии, позволяющие повысить эффективность обучения и воспитания сельских школьников в условиях малочисленности классов, воспитательный потенциал учебного процесса, уровень взаимодействия школы и социума. Современные направления развития российского общества показывают, что укрепление России и развитие ее сельских территорий невозможно без вовлечения сельских жителей и образовательных учреждений. Сельская малокомплектная школа становится центром объединения нравственно здоровых членов общества, поддерживающим стабильность и снижающим социальное напряжение. Образовательные учреждения играют важную роль в решении местных проблем, предоставляя доступ к культуре и образованию. Современные малокомплектные школы сталкиваются с уменьшением числа обучающихся, принимая на себя дополнительные социальные обязанности. Важнейшим подходом, определяющим деятельность сельской малокомплектной школы, является социокультурный. Школы должны выполнять функции организаторов социокультурной активности и поддержки детских организаций. Главной целью созидания образовательного пространства вокруг малокомплектной школы является развитие творческой личности, способной к самостоятельным решениям. Важным фактором является развитие взаимодействия всех участников образовательного процесса и социальных партнеров, что позволит эффективно решать задачи социального становления личности в сельских условиях.
- Ключевые слова: сельская малокомплектная школа, социум, образовательное пространство, социальные партнеры, социокультурный подход, интеграция, педагогизация среды.
- Финансирование и благодарности: работа выполнена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации «Разработка моделей эффективного функционирования малокомплектных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы» 1023121000002-8
- Список литературы: Байбородова Л.В. Педагогическое обеспечение доступности дополнительного образования сельских школьников: 2019: монография. Ярославль: ЯГПУ, 2019. 214 с. Гурьянова М.П. Итоги модернизации сельской школы: 2005: монография. Москва: ИСПС РАО, 2005. 68 с. Коршунова О.В. Теоретические основы становления образовательной экосистемы сельской школы // Педагогика сельской школы. 2024. № 3 (21). С. 5–21. Лушникова Т.В. Использование социокультурного потенциала села в повышении доступности дополнительного образования // Социокультурное пространство села как источник трансляции семейных традиций: материалы Межрегион. науч.-практ. конф. (г. Саранск, 31 января 2020 г.) / МГУ им. Н.П. Огарева; под общ. ред. Е.Е. Ледяйкина. Саранск: Изд. Афанасьев В.С., 2020. C. 17. Немирич Т.Н. Сельская школа как фактор оздоровления социальной среды // Человек и труд. 2011. № 3. С. 43–45. Обучение в разновозрастных группах учащихся сельской школы: Из опыта учителей географии / под ред. Л.В. Байбородовой, А.В. Матвеева. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2003. 88 с. Педагогические технологии: в 3 ч. Ч. 1. Образовательные технологии: учебник и практикум для вузов / Л.В. Байбородова и др.; под общ. ред. Л.В. Байбородовой, А.П. Чернявской. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2023. 258 с. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития (школа взросления) // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 24–32. Цирульников А.М. Социокультурный подход к развитию образования в сельских территориях // Педагогика сельской школы. 2022. № 2 (12). С. 5–32. Ясвин В.А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001. 368 с.