1
Байбородова Людмила Васильевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Груздев Михаил Вадимович
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Лушникова Татьяна Вячеславовна
Дмитриевская средняя школа Даниловского района Ярославской области
Особенности организации образовательного процесса в сельской малокомплектной школе
Байбородова Л.В., Груздев М.В., Лушникова Т.В. Особенности организации образовательного процесса в сельской малокомплектной школе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 4. С. 5-11. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-4-5-11
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-4-5-11
УДК: 373
Дата приема статьи в публикацию: 07.11.2024
Аннотация: В статье показаны особенности сельской малокомплектной школы, рассмотрены социальные, психологические, педагогические и организационные факторы, которые влияют на построение учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе, предложены конкретные педагогические средства и технологии, позволяющие повысить эффективность обучения и воспитания сельских школьников в условиях малочисленности классов, воспитательный потенциал учебного процесса, уровень взаимодействия школы и социума. Современные направления развития российского общества показывают, что укрепление России и развитие ее сельских территорий невозможно без вовлечения сельских жителей и образовательных учреждений. Сельская малокомплектная школа становится центром объединения нравственно здоровых членов общества, поддерживающим стабильность и снижающим социальное напряжение. Образовательные учреждения играют важную роль в решении местных проблем, предоставляя доступ к культуре и образованию. Современные малокомплектные школы сталкиваются с уменьшением числа обучающихся, принимая на себя дополнительные социальные обязанности. Важнейшим подходом, определяющим деятельность сельской малокомплектной школы, является социокультурный. Школы должны выполнять функции организаторов социокультурной активности и поддержки детских организаций. Главной целью созидания образовательного пространства вокруг малокомплектной школы является развитие творческой личности, способной к самостоятельным решениям. Важным фактором является развитие взаимодействия всех участников образовательного процесса и социальных партнеров, что позволит эффективно решать задачи социального становления личности в сельских условиях.
Ключевые слова: сельская малокомплектная школа, социум, образовательное пространство, социальные партнеры, социокультурный подход, интеграция, педагогизация среды.
Финансирование и благодарности: работа выполнена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации «Разработка моделей эффективного функционирования малокомплектных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы» 1023121000002-8
Список литературы: Байбородова Л.В. Педагогическое обеспечение доступности дополнительного образования сельских школьников: 2019: монография. Ярославль: ЯГПУ, 2019. 214 с. Гурьянова М.П. Итоги модернизации сельской школы: 2005: монография. Москва: ИСПС РАО, 2005. 68 с. Коршунова О.В. Теоретические основы становления образовательной экосистемы сельской школы // Педагогика сельской школы. 2024. № 3 (21). С. 5–21. Лушникова Т.В. Использование социокультурного потенциала села в повышении доступности дополнительного образования // Социокультурное пространство села как источник трансляции семейных традиций: материалы Межрегион. науч.-практ. конф. (г. Саранск, 31 января 2020 г.) / МГУ им. Н.П. Огарева; под общ. ред. Е.Е. Ледяйкина. Саранск: Изд. Афанасьев В.С., 2020. C. 17. Немирич Т.Н. Сельская школа как фактор оздоровления социальной среды // Человек и труд. 2011. № 3. С. 43–45. Обучение в разновозрастных группах учащихся сельской школы: Из опыта учителей географии / под ред. Л.В. Байбородовой, А.В. Матвеева. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2003. 88 с. Педагогические технологии: в 3 ч. Ч. 1. Образовательные технологии: учебник и практикум для вузов / Л.В. Байбородова и др.; под общ. ред. Л.В. Байбородовой, А.П. Чернявской. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2023. 258 с. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития (школа взросления) // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 24–32. Цирульников А.М. Социокультурный подход к развитию образования в сельских территориях // Педагогика сельской школы. 2022. № 2 (12). С. 5–32. Ясвин В.А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001. 368 с.
Информация об авторе: Байбородова Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, lvbai@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9004-9785
Информация о соавторе: Груздев Михаил Вадимович, доктор педагогических наук, профессор, Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, gruzdevmv@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5603-0864
Информация о соавторе: Лушникова Татьяна Вячеславовна, кандидат педагогических наук, директор Дмитриевской средней школы Даниловского района Ярославской области, Ярославль, Россия, lushni.tatayana@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3056-3675