22
Майорова Наталья Сергеевна
Костромской государственный университет
Щербинина Ольга Станиславовна
Костромской государственный университет
Осетрова Алена Александровна
Костромской государственный университет
Анализ активности участия одаренных школьников города Костромы и Костромской области во Всероссийской олимпиаде школьников по предметам гуманитарного цикла
Майорова Н.С., Щербинина О.С., Осетрова А.А. Анализ активности участия одаренных школьников города Костромы и Костромской области во Всероссийской олимпиаде школьников по предметам гуманитарного цикла // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 3. С. 166-173. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-166-173
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-166-173
УДК: 371
EDN: XICICE
Дата приема статьи в публикацию: 12.08.2024
Аннотация: На современном этапе развития системы образования в нашей стране работа с одаренными школьниками активно осуществляется в трех областях: в общеобразовательных организациях, в организациях дополнительного образования и в рамках олимпиадно-конкурсного движения. Участие одаренных детей в олимпиадах и конкурсах позволяет проявить себя, повысить свою компетентность в интересующей области науки и деятельности, создает условия для развития способностей одаренного школьника и стимулирует его саморазвитие. Одной из самых статусных олимпиад для школьников в России остается Всероссийская олимпиада школьников (ВСОШ). В ней ежегодно принимают участие несколько миллионов российских школьников (около 7 миллионов в 2023/24 уч. г.). Регионы Российской Федерации по-разному организуют работу по подготовке и сопровождению участников ВСОШ, что влияет на активность участников. В статье анализируется участие школьников Костромы и Костромской области во Всероссийской олимпиаде школьников по гуманитарным предметам за пять лет. Результаты продемонстрировали стремление костромских школьников к участию в данной олимпиаде, однако показали необходимость усиления работы по сопровождению одаренных школьников в процессе подготовки и участия в ВСОШ, а также в постолимпиадный период. Результаты исследования получены на основе анализа статистических данных, предоставленных ГБУ ДО Костромской области «Центр “Одаренные школьникиˮ».
Ключевые слова: одаренность, одаренные школьники, олимпиада, школа, сопровождение, саморазвитие, самореализация.
Финансирование и благодарности: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-28-01666, https://rscf.ru/project/24-28-01666/
Список литературы: Богданов М.Б., Малик В. М. Как сочетаются социальное, территориальное и гендерное неравенства в образовательных траекториях молодежи России? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. Т. 157. № 3. С. 392–421. Итоги всероссийской олимпиады школьников в 2022/23 учебном году (статистические данные). Москва, 2023. URL: https://vserosolimp.edsoo.ru/olimp_region (дата обращения: 16.07.2024). Кутняк С.В. Роль предметных олимпиад в повышении качества образования в школах с низкими результатами обучения // Сб. науч. ст. по итогам работы Междунар. науч. форума «Наука и инновации – современные концепции» (г. Москва, 15 ноября 2019 г.) / отв. ред. Д.Р. Хисматуллин. Москва: Инфинити, 2019. С. 47–54. Лунин В.В., Архангельская О.В., Павлова М.В., Тюльков И.А. Роль химических олимпиад школьников в развитии образования и науки // Современные тенденции развития химического образования: работа с одаренными детьми. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2007. С. 34–52. Цыганкова А. В. Олимпиада как форма активизации учебно-познавательной деятельности студентов // Информационный портал Всероссийской олимпиады школьников. URL: http://www.rosolymp.ru/attachments/10374_s03_033.pdf (дата обращения 12.07.2024). Черненко С.Е., Романенко К.Р. «Обречены на успех»: продвигающая сила школы, роль семьи и неравенство на пути олимпиадников в университет // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2022. № 3. С. 213–238. Щербинина О.С. Преодоление трудностей социального развития одаренных детей: теоретико-методические основания: монография / науч. ред. М.И. Рожков. Кострома: Костром. гос. ун-т, 2021. 297 с. Щербинина О.С., Грушецкая И.Н. Трудности решения задач социализации одарёнными старшеклассниками: причины возникновения и возможности преодоления // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2023. № 3 (114). C. 35–48. Bol T., Witschge J., Van de Werfhorst H. G. V., Dronkers J. Curricular Tracking and Central Examinations: Counterbalancing the Impact of Social Background on Student Achievement in 36 Countries. Social Forces, 2014, vol. 92, no. 4, pp. 1545–1572. Preckel F., Golle J., Grabner R., Jarvin L., Kozbelt A., Müllensiefen D., Olszewski-Kubilius P., Schneider W., Subotnik R., Vock M., Worrell F.C. Talent Development in Achievement Domains: A Psychological Framework for Within and Cross-Domain Research. Perspectives on Psychological Science, 2020, vol. 15 (3), pp. 691-722.
Информация об авторе: Майорова Наталья Сергеевна, кандидат исторических наук, доцент, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, maiorowan@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7293-7797
Информация о соавторе: Щербинина Ольга Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, shcherbinina-olga@list.ru, https://orcid.org/0000-0001-8203-0489
Информация о соавторе: Осетрова Алена Александровна, Костромской государственный университет, Кострома, https://orcid.org/0000-0002-4638-9600