- 7
- Методика психолого-педагогического сопровождения построения жизненных стратегий студентами вузов
- Коваленко А.А., Райкина М.А. Методика психолого-педагогического сопровождения построения жизненных стратегий студентами вузов // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 4. С. 58-69. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-4-58-69
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-4-58-69
- УДК: 378
- EDN: EQOYUX
- Дата приема статьи в публикацию: 18.11.2025
- Аннотация: Статья посвящена определению содержания психолого-педагогического сопровождения построения студентами жизненных стратегий в воспитательной практике современных университетов. Цель настоящей работы – обосновать содержание психолого-педагогического сопровождения процесса построения жизненных стратегий студентами на основе анализа лучших практик реализации молодежной политики в современных условиях. Определение содержания психолого-педагогического сопровождения процесса построения жизненных стратегий студентами производилось авторами на основании: анализа эмпирических данных исследований жизненных стратегий студентов вуза; контент-анализа существующих отечественных образовательных и воспитательных практик формирования идентичности, ценностной устойчивости и построения конструктивных жизненных стратегий молодежи в различных воспитательных организациях; обобщения опыта использования образовательных и воспитательных практик в решении проблемы по заявленной тематике (результаты исследования 2023–2025 гг.). Психолого-педагогическое сопровождение процесса построения жизненных стратегий студентами рассматривается как процесс, в рамках которого могут быть выделены несколько взаимосвязанных компонентов, отвечающих сущностным особенностям феномена жизненных стратегий, выявленным барьерам и основополагающим принципам сопровождения. Сквозным элементом психолого-педагогического сопровождения на каждом этапе профессионального становления студентов становится: проведение цикла занятий, направленных на формирование психологической устойчивости обучающихся к кризисным ситуациям, которые требуют мобилизовать ресурсы личности; расширение репертуара поведенческих стратегий в трудных жизненных ситуациях; формирование индивидуальных навыков управления стрессом; обучение способам (навыкам) оказания психологической поддержки человеку, находящемуся в критической ситуации; формирование готовности оказывать, запрашивать и получать поддержку.
- Ключевые слова: жизненная стратегия, психолого-педагогическое сопровождение, студенты вуза, среда вуза, воспитательная деятельность, профессиональное становление, образовательные организации высшего образования.
- Финансирование и благодарности: Исследование выполнено в рамках Государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по теме «Социализация, идентичность и жизненные стратегии молодежи в условиях “новых войнˮ» № FZEW-2023-0003.
- Список литературы: Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / общ. ред. Е.В. Шорохова. Москва, 1987. С. 137–145. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2008. Т. 1, № 1-2. С. 74–78. Антипова Н.Ю. Педагогическое сопровождение творческого саморазвития подростков в летнем оздоровительно-образовательном лагере системы дополнительного образования детей: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2007. 21 с. Артамонов В.А., Артамонова Е.В. Гибридные войны: новые вызовы XXI века. Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2023. № 6 (1). С. 43–51. Афанасьев А.Н. Гибридные войны против национальных правовых культур СССР и современной России. Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2021. № 2. С. 136–147. Белугина М.А. Жизненные стратегии у современных студентов: опыт психологического исследования // Психология в вузе. 2008. № 6. С. 93–103. Боброва Э.В. Педагогическое сопровождение самореализации студента вуза в музыкально-исполнительской деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2006. 26 с. Бондаренко Е.Н. Жизненные стратегии молодежи закрытых административно-территориальных образований: социологический аспект: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2009. 22 с. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности. Москва: Ин-т психологии РАН, 2002. 256 с. Воронцова А.В., Райкина М.А. Особенности построения жизненных стратегий студентами: психолого-педагогическое сопровождение в образовательной среде вуза // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 4. С. 30–52. Воронцова А.В., Райкина М.А. Психолого-педагогическое сопровождение построения жизненных стратегий студентами: анализ лучших практик реализации молодежной политики в современных условиях // Science for Education Today. 2024. Т. 13, № 6. С. 45–53. Головаха Е.И., Панина Н.В. Отношение к жизни: самооценка и разумная организация. URL: http://psyfactor.org/lib/panina.htm. Илаева Р.А., Савина Н.Н. Сущность жизненной стратегии и её типологии // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. C. 355. Кодесс П.Б. Влияние образовательной среды на формирование жизненных стратегий старшеклассников // 3-я Российской конф. по экологической психологии: тезисы (Москва, 15–17 сент. 2003 г.). Москва, 2003. С. 121–124. Конова Е.В. Развитие социальной креативности будущих специалистов по работе с молодежью в образовательной среде вуза: дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2012. 230 с. Мдивани М.О., Кодесс П. Б. Методика исследования жизненных стратегий личности // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 146–150. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа): монография. Москва: Институт человека РАН, 2002. 260 с. Руденкин Д.В., Руденкина А.И. Интернет в социальной реальности современной российской молодежи: тренды и риски // Juvenis scientia. 2019. № 1. С. 43–48. Самохвалова А.Г., Тихомирова Е.В., Екимчик О.А., Сапоровская М.В. Копинг-стратегии и жизнестойкость российской молодежи в социокультурном контексте «новых войн» // Российский психологический журнал. 2025. № 22 (11). С. 195–222. Созонтов А.Е. Основные жизненные стратегии российских студентов // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2003. № 3. С. 15–23. Тухватуллина С.Ю., Шумакова О.А. Обзор ключевых принципов, механизмов и барьеро-профессионального саморазвития личности // МНКО. 2015. № 1 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-klyuchevyh-printsipov-mehanizmov-i-bariero-professionalnogo-samorazvitiya-lichnosti (дата обращения: 19.10.2025). Хасанова И.И. Психолого-педагогическое сопровождение социально-профессионального воспитания студентов вуза // Воспитание духовности: ценностные основы современного образования в России: материалы Всерос. науч.-практ. конф.; 18–19 апр. 2002 г., Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2003. С. 305–308. Шестопал Е.Б. Представления российских граждан о будущем своей страны: смысловые акценты и психологическая оптика // Политическая наука. 2024. № 4. С. 196–216. Яковлева Н.О. Сопровождение как педагогическая деятельность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2012. № 4 (263). С. 46–49. Аrnett J.J. Concepts of the transitions to adulthood among emerging adults in American ethnic groups. New Directions for child and adolescent development: Cultural conceptions of the transitions to adulthood, ed. by J.J. Arnett, N.L. Galambos, 2003, vol. 100, pp. 63–75. https://doi.org/10.1002/cd.75. Abrantes P., Guerreiro M. Moving into adulthood in a southern European country: transitions in Portugal. Portuguese Journal of Social Science, 2004, vol. 3, vol. 3, pp. 191–209. Bühler Ch. Selbstdarstellung. Psychologie in Selbstdarstellungen, Ludwig Pongratz u. a. (Hrsg.). Huber, Bern u. a., 1972, Band 1, pp. 9–42. Kasser T., Ryan R.M. Be careful what you wish for: Optimal functioning and the relative attainment of intrinsic and extrinsic goals. Life goals and well-being: Towards a positive psychology of human striving, P. Schmuck, K.M. Sheldon (eds.). Goettingen. Germany, Hogrefe and Huber, 2001, pp. 116–131. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York, Springer Publishing Company, 1984, 445 p. Moss R.H., Schaefer J.A. Life transitions and crises. Coping with life crises: An integrative approach. New York, Plenum Press, 1986, pp. 3–28. Royce J., Powell A. Theory of personality and individual differences: factors, systems and process. Prentice Hall, 1983, 290 p. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. American Psychologist, 2000, vol. 55, pp. 68–78. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and crosscultural replications. Journal of Personality and Social Psychology, 1990, vol. 58. Skinner E.A., Edge K. Parenting, motivation, and the development of coping. Lincoln, University of Nebraska Press, 2002, pp. 77–143. Weber H. Breaking the rules: Personal and social responses to coping norm-violations. Anxiety, Stress and Coping: An International Journal, 2003, vol. 16 (2), pp. 133–153.
