- 4
- Факторы развития воспитательной среды педагогических вузов и новая типология студентов
- Бугайчук Т.В., Головина И.В., Халадов Х.-А.С., Ходырев А.М. Факторы развития воспитательной среды педагогических вузов и новая типология студентов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 4. С. 29-38. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-4-29-38
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-4-29-38
- УДК: 37.04
- EDN: BJBRUZ
- Дата приема статьи в публикацию: 20.10.2025
- Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление ключевых факторов развития и закономерностей функционирования воспитательной среды современного педагогического вуза. Теоретико-методологической основой исследования выступили положения личностно-деятельностного, аксиологического и системно-деятельностного подходов. Исследование опирается на результаты опроса 1308 студентов педагогических вузов пяти регионов России (Вологда, Оренбург, Пермь, Псков, Ярославль). С применением факторного анализа выявлена двухфакторная структура среды, определяющая взаимодействие с ней студентов: «ориентация на студентов» и «условия для реализации активности». На основе этих факторов методом кластерного анализа построена новая типология студентов, выделяющая три типа: «вовлеченные» (позитивное восприятие и среды, и возможностей), «нереализованные» (позитивное отношение к среде при дефиците привлекательных возможностей) и «отчужденные» (негативное восприятие среды, несмотря на признание наличия возможностей) студенты. Установлены статистически значимые различия между типами студентов в ценностно-смысловой сфере, учебной мотивации и духовном благополучии. Выявлена негативная динамика вовлеченности студентов в воспитательную среду вуза от младших курсов к старшим, с критическим спадом на четвертом курсе. На основе результатов сформулированы системные закономерности развития воспитательной среды, предлагающие научную основу для дифференцированного подхода к проектированию воспитательной среды, целенаправленно формирующей ценностно-ориентированную позицию будущего педагога.
- Ключевые слова: воспитательная среда, педагогический вуз, профессиональное становление, типология студентов, факторы развития воспитательной среды, закономерности развития воспитательной среды.
- Финансирование и благодарности: Работа выполнена при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках государственного задания на НИР № 073-03-2025-069/5 от 9 июля 2025 г. по теме исследования «Методическое сопровождение создания новой воспитательной среды подготовки будущего учителя в педагогическом вузе» (регистрационный номер ЕГИСУ НИОКТР 125071608656-1)
- Список литературы: Источники Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. Москва: АСТ – Астрель: Люкс, 2005. 670 с. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 584 с. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Москва: Педагогика, 1973. 432 с. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей: руководство. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1991. 19 с. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Москва: Школа-Пресс, 1995. 384 с. Швецова С.В. Прикладная статистика для психологов: учеб. пособие. Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2003. 130 с. Исследования Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2004. 151 с. Бакушкин И.А., Ершова Р.В. Русскоязычная адаптация опросника «Шкала духовного благополучия» (Spiritual Well-Being Scale) // Перспективы науки и образования. 2025. № 2 (68). С. 393–409. https://doi.org/10.32744/pse.2025.2.25 Бичева И.Б., Филатова О.М. Перспективы профессиональной подготовки педагогов: аксиологический подход // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, № 2. С. 3. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-3 Бугайчук Т.В. Воспитательная среда педагогического университета и формирование педагогической идентичности студентов // Интеграция в психологии: теория, методология, практика: сб. ст. VIII Всерос. конф. с междунар. участием (1 июня 2025 г.) / под науч. ред. В.А. Мазилова. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2025. С. 94–98. Валеева Р.А., Шигапова Э.М. Гуманизация воспитания: интеграция ценностей национальных традиций: монография. Казань: Отечество, 2012. 213 с. EDN: YVNDEH Гукаленко О.В. Гражданская позиция педагога в реализации задач социального образования детей и молодежи на основе традиционных российских ценностей // Педагогика. 2023. Т. 87, № 9. С. 23–32. EDN: YVNDEH Гулюк Л.А., Головина И.В., Крупченко А.К., Медведева Т.Ю., Халадов Х.-А.С. Государственная образовательная политика: ценностно-целевые ориентиры современного педагога // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2023. № 4. С. 13–20. https://doi.org/10.51904/2306-8329_2023_91_4_13 Кирьякова А.В. Аксиологические доминанты подготовки педагогов в университете // Педагогический журнал Башкортостана. 2017. № 3 (70). С. 11–19. https://doi.org/10.21510/1817-3292-2017-3-11-19 Кирьякова А.В. Развитие аксиологического потенциала личности в условиях университетского образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 11. С. 6–14. Крупченко А.К., Халадов Х.-А.С., Медведева Т.Ю., Папуткова Г.А., Головина И.В. Ценностные ориентации как основа становления аксиологического профиля гражданской идентичности педагога // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, № 3. С. 1. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-3-1 Медведев А.М., Жуланова И.В. Деятельностный подход как ориентир современного образования: исходное содержание и риски редукции // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9, № 2. С. 20. URL: https://mir-nauki.com/PDF/20PSMN221.pdf (дата обращения: 17.08.2025). Сериков В.В. Личностно-деятельностный подход в образовании: теория и технология реализации: монография. Волгоград: Перемена, 2023. 268 с. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Академия, 2003. 192 с. Ходырев А.М. Динамика ценностно-смысловых ориентиров профессионально-личностного становления у студентов педагогических и непедагогических специальностей в период обучения в вузе // Сибирский педагогический журнал. 2025. № 3. С. 74–86. https://doi.org/10.15293/1813-4718.2503.07
