- 11
- Развитие эмоционального интеллекта с целью повышения эффективности профессиональной коммуникации
- Михеева С.В. Развитие эмоционального интеллекта с целью повышения эффективности профессиональной коммуникации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 3. С. 81-87. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-3-81-87
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-3-81-87
- УДК: 159.95
- EDN: XXYVIM
- Дата приема статьи в публикацию: 06.06.2025
- Аннотация: статье рассматриваются техники регулирования эмоций во время общения (техника тела, работа над нашими мыслями и отношением, а также коммуникативные техники). Особое внимание уделяется коммуникативным техникам и двум основным направлениям регулирования эмоций во время процесса коммуникации: регулирование нашего собственного эмоционального состояния и оказание влияния на эмоциональное состояние нашего собеседника. Результаты опроса, проведенного на первом курсе Финансового университета при правительстве РФ, показали, что все студенты в той или иной степени испытывали эмоциональные трудности во время общения с другими людьми. Эффективная коммуникация невозможна без знания правил техники регулирования эмоций, именно поэтому рассматриваемая в статье проблема так значима. Именно благодаря умелому использованию этой техники становится возможной эффективная и конструктивная коммуникация. Простые коммуникативные техники, применяемые для решения трудностей, связанных с эмоциями, основаны на следующих уровнях коммуникации: предметном уровне, когда мы перестаем работать над первоначальной темой беседы и делаем наши эмоции новой темой на некоторое время, и уровне отношений, на котором чрезвычайно важно оставаться в так называемом состоянии «Взрослый». Эти техники необходимо развивать на занятиях иностранного языка, так как они помогают решить задачу развития коммуникативно-речевой компетенции обучающихся и являются залогом успешной профессиональной деятельности будущих специалистов. В статье подробно изложены инструкции по совершенствованию техники регулирования эмоций.
- Ключевые слова: коммуникативные техники, регулирование эмоций, влияние на эмоции собеседника, предметный уровень, уровень отношений.
- Список литературы: Берн Э. Трансакционный анализ в психотерапии. Москва: Эксмо, 2015. 366 с. Михеева С.В. Развитие коммуникативной компетенции студентов вуза // Управление в сфере науки, образования и технологического развития: материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием. Москва: Моск. Политех, 2016. С. 256–259. Сивашова П.А., Чубенко М.А. Роль эмоционального интеллекта в деловых коммуникациях // Молодой исследователь 2023: сб. ст. III Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2023. 314 с. Стецко А.А., Шутман Д.В. Эмоциональный интеллект в межличностных коммуникациях // Социогуманитарные коммуникации. 2024. № 2 (8). С. 111. Черкасова Л.Н. Деловое общение: элементы успеха в коммуникационном процессе // Мир образования – образование в мире. 2019. № 2 (74). С. 159. Экман П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица. Москва: Питер, 2010. 268 с. Zhang F. et al. Social sharing of task-related emotions during design-based learning: Challenges and opportunities. International Journal of Child-Computer Interaction, 2022, vol. 31, pp. 1–18.
