- 5
- Принцип кооперации как стратегия взаимодействия между говорящими при обучении англоязычной диалогической речи студентов-журналистов (на материале аутентичных интервью)
- Гальчинский Д.Н. Принцип кооперации как стратегия взаимодействия между говорящими при обучении англоязычной диалогической речи студентов-журналистов (на материале аутентичных интервью) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 3. С. 32-43. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-3-32-43
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-3-32-43
- УДК: 811.111:378
- EDN: EZXAKS
- Дата приема статьи в публикацию: 26.04.2025
- Аннотация: Настоящее исследование направлено на изучение особенностей формирования умений диалогической речи на английском языке у студентов-журналистов на основе принципа кооперации Г. П. Грайса. Основной целью данной работы является разработка комплекса упражнений по англоязычной диалогической речи, а также его апробация. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: рассмотреть понятие «коммуникативная компетенция», провести сравнительно-сопоставительный анализ точек зрения отечественных ученых относительно компонентов коммуникативной компетенции, определить понятия диалогической речи, интервью, политического интервью, а также изучить случаи соблюдения и нарушения максим Г. П. Грайса в рамках политического интервью, респондентами которых выступали такие американские политические деятели как Камала Харрис, Барак Обама, Дональд Трамп, Борис Джонсон. В ходе исследования применялся комплекс методов, включающий лингвистический анализ, непосредственное наблюдение за взаимодействием студентов в ходе апробации комплекса упражнений, описательный анализ использования максим Г. П. Грайса в политическом интервью, а также педагогический эксперимент для оценки эффективности разработанного комплекса упражнений. Результаты показали значительное улучшения умений диалогической речи у студентов-журналистов, работавших с разработанным комплексом упражнений. Следовательно, результаты данного исследования могут быть использованы преподавателями английского языка для разработки более эффективных методов обучения диалогической речи и повышения уровня коммуникативной компетенции студентов.
- Ключевые слова: диалогическая речь, коммуникативная компетенция, принцип кооперации, максимы Г. П. Грайса, интервью, политическое интервью, лингводидактика.
- Список литературы: Бахтин М.М. Диалогическая теория и ее методологическая действенность для современных методов обучения // Сборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия». Ростов-на-Дону, 2014. С. 256-266 Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1988. 255 с. Быстрова Е.А., Львова С.И., Капинос В.И. Обучение русскому языку в школе. М.: Дрофа, 2004. 127 с. Галлямова Н. Ш. Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции // Русский язык в школе. 2008. № 7. С. 22-25. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 336 с. Ильченко С.Н. Интервью в журналистике: как это делается. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т,Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2016. 236 с. Интервью с Бараком Обамой // nytimes [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com/2007/11/01/us/politics/02obama-transcript.html/, свободный (дата обращения: 07.02.2025) Интервью с Борисом Джонсоном // news.sky [Электронный ресурс]. URL: https://news.sky.com/story/the-full-transcript-of-sophy-ridges-interview-with-boris-johnson-11751712/, свободный (дата обращения: 08.02.2025) Интервью с Дональдом Трампом // cbsnews [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbsnews.com/news/trump-interview-full-transcript-face-the-nation/, свободный (дата обращения: 08.02.2025) Интервью с Камалой Харрис // cbsnews [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbsnews.com/news/kamala-harris-face-the-nation-transcript-07-10-2022/, свободный (дата обращения: 07.02.2025) Копыловская М. Ю. Видеоинтервью как оптимальный учебный материал в компетентностно-ориентированном обучении // Концепт. 2016. №. 19. С. 29-32. Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. Свердловск: УрГУ, 1987 Михальская А.К. Полевая структура политического дискурса: Метод анализа и описания речевого поведения политика в политическом интервью // Журналистика в 1999 г.: тезисы науч.-практ. конф. Ч. 5. М.: МГУ, 2000. С. 28–70. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. 276 с. Приказ № 524 от 8 июня 2017 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика» (с изменениями и дополнениями). Министерство образования и науки РФ, 2021. 12 с. Скалкин В. Л. Обучение диалогической речи на материале англ. языка. Киев: Рад. 1989. – 156 с. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1981. 1600 с. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. М.: Просвещение, 2021. 239 с. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1986. 223 с. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. М.: Филоматис, 2004. 416 с. Grice H. P. Logic and conversation // Speech acts. Brill, 1975. pp. 41-58.
