- 10
- В поиске путей коллективообразования в период адаптации первоклассников к школе (на материалах федеральной инновационной площадки «Путь к коллективу»)
- Воронцова А.В., Степанова А.И., Кузьменко А.И. В поиске путей коллективообразования в период адаптации первоклассников к школе (на материалах федеральной инновационной площадки «Путь к коллективу») // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 2. С. 75-85. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-2-75-85
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-2-75-85
- УДК: 371
- EDN: VCWBNO
- Дата приема статьи в публикацию: 29.04.2025
- Аннотация: Статья посвящена анализу результатов деятельности федеральной инновационной площадки «Путь к коллективу», направленной на формирование коллектива первоклассников средствами групповой творческой деятельности. В статье описывается экспериментальная работа, сущность которой заключалась в организации адаптационного периода вхождения первоклассников в школьную жизнь в форме интенсива, основанного на КТД, а также наполнении внеурочной деятельности формами работы, интенсифицирующими коллективообразование младших школьников. Период экспериментальной работы – 2024/25 учебный год. Участниками эксперимента стали 63 ученика муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 11» и 48 учеников муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 1». В статье характеризуется целевой, содержательный, технологический аспект формирования коллектива младших школьников. Авторы приходят к выводам о том, что коллективная творческая деятельность является эффективным инструментом формирования коллектива первоклассников в период адаптации к школе. Проведенный анализ позволил зафиксировать несколько значимых характеристик, определяющих успешность адаптации первоклассников с учетом организации коллективной творческой деятельности: повышение уровня социализации первоклассников; легкость в преодолении возникающих трудностей за счет поддержки коллектива; повышение уровня мотивации к учебной деятельности; снижение уровня тревожности в период адаптации первоклассников к школе; облегчение процесса адаптации за счет организации интенсивного взаимодействия в первые две недели обучения. Выявленные характеристики могут стать основой для продолжения реализации деятельности, направленной на коллективообразование с первых дней обучения первоклассников во всех в школах, а также стать основой для внедрения эффективных методик воспитательной деятельности, соответствующих государственному запросу.
- Ключевые слова: детский коллектив, коллективная творческая деятельность, адаптация первоклассников, сплочение младших школьников, совместная деятельность, коллективообразование.
- Финансирование и благодарности: Исследование выполнено в рамках Государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации FZEW-2023-0008 по теме «Исследовательско-конструктивный подход как интегративное основание реализации молодёжной политики и воспитательной деятельности в вузе».
- Список литературы: Аванесян И.Д. Педагогическая концепция И.П. Иванова как система, объединяющая людей // Российский гуманитарный журнал. 2014. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-kontseptsiya-i-p-ivanova-kak-sistema-obedinyayuschaya-lyudey (дата обращения: 22.05.2025). Алхатова Т.С., Лепешев Д.В., Алиева Э.С. Психологическая готовность ребенка к школе // НИР/S&R. 2022. № 1 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-gotovnost-rebenka-k-shkole (дата обращения: 22.05.2025). Журакулова К.Ж. Психологические аспекты обучения учащихся начальной школы коллективной работе // Достижения науки и образования. 2018. № 15 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-obucheniya-uchaschihsya-nachalnoy-shkoly-kollektivnoy-rabote (дата обращения: 22.05.2025). Кутузов А.В. Сущность индивидуализации образования в современной школе // Ученые записки ЗабГУ. Сер.: Педагогические науки. 2012. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-individualizatsii-obrazovaniya-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 22.05.2025). Панькина М.В., Баляев С.И. К вопросу изучения школьной адаптации в психологии // Наука в жизни человека. 2023. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-izucheniya-shkolnoy-adaptatsii-v-psihologii (дата обращения: 22.05.2025). Рудакова С.А. Использование игровых технологий в период обучения в начальной школе // Проблемы педагогики. 2019. № 5 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-igrovyh-tehnologiy-v-period-obucheniya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 22.05.2025).