14
Орехова Елена Николаевна
Костромской государственный университет
Французский молодежный социолект как средство совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции студентов вуза
Орехова Е.Н. Французский молодежный социолект как средство совершенствования иноязычной ком¬муникативной компетенции студентов вуза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 2. С. 112–119. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-2-112-119
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-2-112-119
УДК: 378:811.133.1
EDN: ZHTWLI
Дата приема статьи в публикацию: 19.03.2025
Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции студентов вуза через изучение современной разговорной речи французской молодежи. В силу своего динамичного развития и активного пополнения молодежный социолект является важным и перспективным культурологическим и социолингвистическим ресурсом обучения иностранному языку. Автором анализируются стиль общения и основные черты коммуникации, характерные для молодежной речи, фонетические, грамматические и лексические средства выразительности, приведены основные способы пополнения словарного состава молодежного языка и примеры их употребления. Подчеркивается, что молодежный социолект насыщен эмоционально-окрашенной лексикой сниженного уровня и включает в себя арготизмы, верланизированные слова, цифробуквенное кодирование, заимствования. Специфичность молодежной лексики обуславливает сложность восприятия и понимания иноязычной речи, затрудняет речевое поведение и коммуникацию. Автором делается вывод о необходимости обращения к всестороннему рассмотрению молодежного социолекта в процессе изучения иностранного языка с целью понимания не только молодежной речи как одной из форм существования языка, но и анализа языковых тенденций, происходящих в сфере общенационального французского языка и определяющих его дальнейшее развитие и функционирование. Автор отмечает, что включение в учебный процесс заданий с использованием молодежной лексики способствует развитию социокультурной компетенции учащихся при условии тщательной подготовки материала, изучения лингвострановедческих и культурологических реалий с целью анализа и разбора сложных единиц речи и выражений, понимания коммуникативной ситуации и социального статуса участников коммуникации, сравнения национально-культурной и социальной специфики своей страны и страны изучаемого языка.
Ключевые слова: преподавание иностранного языка, французский язык, особенности разговорной речи, молодежный социолект, иноязычная коммуникативная компетенция, межкультурная коммуникация.
Список литературы: Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания. Москва, 1996. № 3. С. 32–41. Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского): учеб. пособие. Обнинск: Титул, 2001. 48 с. Грачев М.А. Словарь современного молодежного жаргона. Москва: Эксмо, 2006. 672 с. Когалова Е.А. Особенности произношения молодежи в конце ХХ века: сегментный уровень (на материале французского языка) // Вестник МГЛУ. Сер.: Гуманитарные науки. 2020. Вып. 13 (842). С. 68–75. Копытина Н.Н. Молодежный социолект как одна из форм существования французского языка // Научные ведомости Белгородского государственного универститета. Сер.: Гуманитарные науки. 2011. № 12 (107). С. 123–130. Косарева О.Г. Аббревиация в языке современной прессы (На материале французского, английского и русского языков): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2003. 20 c. Лопатникова Н.Н. Лексикология современного французского языка: учеб. 5-е изд., испр. и доп. Москва: Высшая школа, 2006. 335 с. Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 562 с. Никитина Т.Г. Ключевые концепты молодежной культуры: Тематический словарь сленга. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2013. 863 с. Ретинская Т.И. Источники и механизмы формирования французского студенческого арго: автореф. дис. … канд. филол. наук. Москва, 2004. 20 с. Свиридонова В.П. Тенденции словотворчества в среде современной французской молодежи // Межрегиональные научные чтения, посвященные памяти профессора Р. К. Миньяр-Белоручева: сб. ст. Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2006. С. 169–175. Холкина A.C. Современный подход к изучению разговорной речи (на примере канадского варианта французского языка). Улан-Удэ: Вестник Бурятского гос. ун-та. 2011. № 11. С. 120–124. Шаповалова А.П. Тенденция к сокращению, экономии языковых средств в современном французском и русском языках // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания: сб. науч. тр. Ч. 1. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. С. 172–176. Baie F. Evolution du langage des jeunes: une variété linguistique participant à une construction identitaire? Analyse UFAPEC, 2019, no. 01.19. URL: https://www.ufapec.be/nos-analyses/0119-langage-jeunes.html (access date: 02.02.2025). Constantinou G. Le langage des jeunes: moteur de discrimination ou marque d’identité?. Dialogos, 2022, XXIII (Spécial), pp. 152. URL: https://hal.science/hal-04223408 (access date: 02.02.2025). Les chiffres clés de la jeunesse 2023. Institut national de la jeunesse et de l’éducation populaire (INJEP). URL: https://injep.fr/wp-content/uploads/2023/05/Chiffres-cles-jeunesse-2023 (access date: 02.02.2025). Lamizet B. Y a-t-il un «parler jeune»? Cahiers de sociolinguistique, 2013, no. 9, pp. 75–98. URL: https://doi.org/10.3917/csl.0401.0075 (access date: 02.02.2025). Mabilon-Bonfils B. Que disent les adolescents quand ils parlent…? «Jeudid aguoila!», pp. 959-970. URL: https://doi.org/10.3917/ado.070.0959 (access date: 02.02.2025). Palma S. Le phénomène du détournement dans le langage des jeunes, pp. 98–108. URL: https://doi.org/10.4000/pratiques.2853 (access date: 02.02.2025).
Информация об авторе: Орехова Елена Николаевна, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, orelena33@yandex.ru