10
Веричева Ярослава Игоревна
Костромской государственный университет
Крылова Наталья Геннадьевна
Костромской государственный университет
Возможности психологической игры «Эмпати-Бинго» как интегративной психотехнологии
Веричева Я.И., Крылова Н.Г. Возможности психологической игры «Эмпати-Бинго» как интегративной психотехнологии // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 1. С. 84-91. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-1-84-91
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-1-84-91
УДК: 159.9
EDN: FUCSEI
Дата приема статьи в публикацию: 15.01.2025
Аннотация: Статья посвящена изучению потенциала психологической игры «Эмпати-Бинго» как интегративной психотехнологии, направленной на оценку и развитие эмпатии у участников. Представлены результаты двух эмпирических исследований: первичной апробации психологической игры «Эмпати-Бинго» и определения конвергентной валидности как вспомогательной методики диагностики эмпатии, характера связей между общим баллом и отдельными блоками игры «Эмпати-Бинго». По результатам апробации психологической игры «Эмпати-Бинго», проведенной на группах людей юношеского возраста и возраста ранней взрослости (N общ. = 44; M = 17,15; SD = 1,35), из которых 75 % выборки являлись девушки и молодые женщины, 35 % выборки являлись юношами и молодыми мужчинами, удалось определить структуру психологической игры «Эмпати-Бинго», состоящую из трех этапов-блоков. В эмпирическом исследовании оценивалась конвергентная валидность 1-го этапа игры «Разгляди эмоцию» и 3-го этапа «Почувствуй эмоцию». Выборка составила 103 человека разного возраста (M = 21,69 л., SD = 4,6), пола (62,14 % ж. и 37,86 % м.) и социального статуса. В исследовании использовался опросник по эмоциональному интеллекту (TEIQue-SF), опросник когнитивной и аффективной эмпатии ЭКА (QCAE). Результаты показали, что игра «Эмпати-Бинго» в большей степени ориентирована на развитие аффективного компонента эмпатии, включая эмоциональную заразительность и периферическую чувствительность. Полученные данные позволяют рассматривать игру «Эмпати-Бинго» как вспомогательную методику для оценки уровня развития эмпатии и ее компонентов, особенно в командном игровом формате.
Ключевые слова: психологическая игра, эмпатия, эмоциональный интеллект, интегративная психотехнология, коллективная игра, конвергентная валидность.
Список литературы: Бабенко Л.Г. Алфавит эмоций: словарь-тезаурус эмотивной лексики. Москва: Кабинетный ученый, 2022. 432 с. Белоусова А.И., Гейвандова М.Я. Когнитивная и аффективная эмпатия: апробация опросника на российской выборке // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Психологические науки. 2021. № 2. С. 6–20. Веричева Я.И., Веричева О.Н. Игра как методическое средство подготовки студентов гуманитарных направлений в вузе // Социальная политика и социальное партнерство. 2024. № 10. URL: https://panor.ru/articles/igra-kak-metodicheskoe-sredstvo-podgotovki-studentov-gumanitarnykh-napravleniy-v-vuze/107575.html# Изард К.Э. Психология эмоций. Москва: Питер, 2006. 460 с. Козлов В.В. Интегративная психология: учеб.-метод. пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2018. 48 с. Крылова Н.Г. Игра как метод обучения конструктивному совладающему поведению старшеклассников в ситуации подготовки к экзаменам // Психология стресса и совладающего поведения: устойчивость и изменчивость отношений, личности, группы в эпоху неопределенности: материалы VI Междунар. науч. конф.; Кострома, 22–24 сентября 2022 года. Кострома: Костромской государственный университет, 2022. С. 214–218. Панкратова А.А. Эмоциональный интеллект: о возможности усовершенствования модели и теста Мэйера – Сэловея – Карузо // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2010, № 3. С. 52–64. Панкратова А.А., Корниенко Д.С., Фетисова А.В. Русскоязычная адаптация краткой версии опросника TEIQue (trait emotional intelligence questionnaire) К. Петридеса и А. Фернхема // Вопросы психологии. 2021. № 1 (67). С. 130–144. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М.Р. Битяновой. Санкт-Петербург: Питер, 2008. С. 11–27. Фаерман М.И. Трансформационная игра как учебная психотехнология // II Междунар. конф. по консультативной психологии и психотерапии, посвящ. памяти Федора Ефимовича Василюка: сб. материалов. 2020. № 1. С. 245–247. Хазова С.А. Эмоциональные ресурсы совладающего поведения // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 1. С. 293–297. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование. Москва: Изд-во МГУ, 1992. С. 6–67. Bar-On R. Emotional Quotient Inventory (EQ-i): A Measure of Emotional Intelligence. Technical Manual, Toronto. Canada, Multi-Health Systems, 2004, pp. 123-147. Decety J., Moriguchi Y. The empathic brain and its dysfunction in psychiatric populations: Implications for intervention across different clinical conditions. BioPyschoSocial Medicine, 2007, no. 11 (22), pp. 1-21. https://doi.org/10.1186/1751-0759-1-22 Gerdes K.E., Segal E.A., JacksonK.F., Mullins J.L. Teaching empathy: a framework rooted in social cognitive neuroscience and social justice. Journal of Social Work Education, 2011, vol. 47, no. 1, pp. 109-131. https://doi.org/10.5175/JSWE.2011.200900085 Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotional intelligence: theory, findings, and implication. Psychological Inquiry, 2004, vol. 15, no. 3, pp. 197-215. Pennock S.F., Alberts H. The Positive Psychology Toolkit. PositivePsychology.com [Online]. USA, 2023, 149 p. Petrides K.V. Psychometric properties of the Trait Emotional Intelligence Questionnaire (TEIQue). Assessing emotional intelligence: Theory, research, and applications. New York, Springer, 2009, pp. 85-101.
Информация об авторе: Веричева Ярослава Игоревна, Костромской государственный университет, Кострома, Российская Федерация, yaravericheva1official@gmail.com, https://orcid.org/0009-0007-8608-0038
Информация о соавторе: Крылова Наталья Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Костромской государственный университет, Кострома, Российская Федерация, natkrulova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5102-5393