14
Халадов Хож-Ахмед Султанович
Государственный университет просвещения
Ходырев Александр Михайлович
Государственный университет просвещения, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Головина Инна Валентиновна
Государственный университет просвещения
Факторы академической мобильности, влияющие на формирование гражданской идентичности будущих педагогов
Халадов Хож-Ахмед С., Ходырев А.М., Головина И.В. Факторы академической мобильности, влияющие на формирование гражданской идентичности будущих педагогов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 4. С. 108-121. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-4-108-121
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-4-108-121
УДК: 378:37
Дата приема статьи в публикацию: 01.11.2024
Аннотация: Статья посвящена анализу факторов академической мобильности, влияющих на формирование гражданской идентичности будущих педагогов. В условиях глобализации образования академическая мобильность становится неотъемлемой составляющей процесса профессиональной подготовки студентов, в том числе и будущих педагогов. В представленном исследовании авторы применяют как количественные, так и качественные методы исследования, которые позволяют оценить сдерживающие и ресурсные факторы академической мобильности в вопросах формирования гражданской идентичности у студентов педагогических вузов, а также их профессиональные интересы в рамках этих образовательных возможностей. В исследовании приняли участие 396 студентов очной формы обучения педагогических вузов из 24 субъектов Российской Федерации, из которых 122 студента принимали участие в программах академической мобильности и 274 студента в таких программах участия не принимали. В качестве основной методики изучения механизмов академической мобильности студентов – будущих педагогов была использована авторская анкета «Специфика участия студентов в академической мобильности», также применялся непараметрический U-критерий Манна – Уитни. Результаты исследования показали, что студенты, принявшие участие в программах академической мобильности, дают положительную оценку такому образовательному опыту в своем профессиональном развитии, при этом студенты педагогических вузов, независимо от опыта участия в таких программах, демонстрируют ответственное и серьезное отношение к программам академической мобильности, что сопряжено с достаточно высокими ожиданиями относительно результатов своего участия и ориентацией на развитие гражданской идентичности.
Ключевые слова: академическая мобильность, высшие учебные заведения, качество педагогического образования, образовательная миграция, факторы академической мобильности, профессиональная карьера, студенты педагогических вузов, ценностно-смысловые ориентации.
Финансирование и благодарности: Исследование выполнено в рамках проекта «Механизмы академической мобильности в формировании гражданской идентичности будущих педагогов», который реализуется при финансовой поддержке Минпросвещения России в рамках государственного задания № 073-00039-24-09 от 24.05.2024.
Список литературы: Алдакимова О.В. Академическая мобильность студентов вуза как предмет научных исследований // Глобальный научный потенциал. 2019. № 6 (99). С. 72–75. Александрова А.Н. Академическая мобильность профессорско-преподавательского состава как форма международного университетского сотрудничества // Высшее образование сегодня. 2021. № 6. С. 2–7. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.21.06.P.02. Бугайчук Т.В., Тарханова И.Ю. Изучение социально-психологической активности современной молодежи (на примере Ярославской области) // Youth World Politic. 2013. № 1. С. 81–85. Гурьянчик В.Н., Макеева Т.В. Социокультурная адаптация иностранных курсантов российских военных вузов // Социологические исследования. 2018. № 11 (415). С. 124–133. https://doi.org/10.31857/S013216250002792-4. Дмитриева Н.К. Академическая мобильность как личностное качество субъектов образовательного процесса // Непрерывное образование: XXI век: науч. электрон. журнал. 2013. Вып. 4. URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2165. https://doi.org/10.15393/j5.art.2013.2165 Загвязинский В.И., Волосникова Л.М., Кукуев Е.А., Патрушева И.В. Академическая мобильность в педагогическом образовании // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 6. С. 31–48. Крючкова К.С. Виртуальная академическая мобильность будущего учителя как процесс и личностное качество // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2019. № 3 (55). С. 190–194. Крячко В.И. Оценка академической мобильности исследователей: возможности и ограничения существующих подходов // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24, № 4. С. 130–45. https://doi.org/10.15826/umpa.2020.04.040. Кузнецов А.А. Философский подход к пониманию академической мобильности // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 3 (100). С. 35–38. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-3100-35-38. Макеева Т.В. Проблемы и перспективы образовательной миграции в России // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: материалы VIII всерос. науч.-практ. интернет-конференции (с междунар. участием; Ярославль, 6 мая 2016 года) / под науч. ред. М.В. Новикова. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2016. С. 179–183. Малахов В.А. Гендерный аспект международной академической мобильности российских ученых // Женщина в российском обществе. 2019. № 4. С. 88–99. https://doi.org/10.21064/WinRS.2019.4.8. Международная академическая мобильность в России: актуальные оценки / М.А. Гершман, Л.М. Гохберг, А.В. Демьянова и др.; науч. ред. Л.М. Гохберг; Высшая школа экономики, Институт статистических исследований и экономики знаний. Москва: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. 44 с. Носков И.А., Маратова А.М. Критериально-оценочные параметры сформированности студенческой академической мобильности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023. № 6 (179). С. 48–54. Перышкова С.А. Психологическое сопровождение академической мобильности студентов в условиях высшей школы // Гаудеамус: психолого-педагогический журнал. 2022. Т. 21, № 2. С. 88–96. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2022-21-2-88-96. Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И., Краснова Г.А. Основные тенденции академической мобильности в мире // ЦИТИСЭ. 2020. № 1 (23). С. 280–289. https://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.26. Ростовцева В.М., Извеков В.В. Академическая мобильность студентов в контексте компетентностного подхода: герменевтический аспект // Научное обозрение. Педагогические науки. 2015. № 3. С. 64–65. Федина Л.В. Академическая мобильность в высшем образовании: современный дискурс // Kant. 2019. № 4 (33). С. 347–351. Murphy-Lejeune El. The Student Experience of Mobility, A Contrasting Score. Students, Staff and Academic Mobility in Higher Education, Edited by Mike Byram and Fred Dervin. Cambridge Scholars Publishing, 2009, pp. 12-30. Papatsiba V. Student mobility in Europe: an academic, cultural and mental journey? Some conceptual reflections and empirical findings. International Relations. International Perspectives on Higher Education Research, 2005, vol. 3, pp. 29-65. Sakhieva R., Semenova L., Muskhanova Is., Yakhyaeva Am., Iskhakova R., Makarova El., Shafigullina L. Academic Mobility of High School Students: Concept, Principles, Structural Components and Stages of Implementation. Journal of Sustainable Development, 2015, vol. 8, no. 3, pp. 256-262.
Информация об авторе: Халадов Хож-Ахмед Султанович, кандидат философских наук, доцент, проректор по внешним связям, Государственный университет просвещения, Москва, Россия, haladov70@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9053-3112
Информация о соавторе: Ходырев Александр Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, Государственный университет просвещения, Москва, Россия; первый проректор, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, a.khodyrev@yspu.org, https://orcid.org/0000-0002-9009-8296
Информация о соавторе: Головина Инна Валентиновна, кандидат химических наук, доцент, начальник управления взаимодействия с педагогическими вузами, Государственный университет просвещения, Москва, Россия, igolovina1@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-5341-8537