16
Гальчинский Дмитрий Николаевич
Санкт-Петербургский государственный университет
К вопросу об использовании дискурсивной стратегии «хеджинг» при обучении англоязычной диалогической речи студентов гуманитарных специальностей
Гальчинский Д.Н. К вопросу об использовании дискурсивной стратегии «хеджинг» при обучении англоязычной диалогической речи студентов гуманитарных специальностей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 4. С. 133-140. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-4-133-140
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-4-133-140
УДК: 378:811.111
Дата приема статьи в публикацию: 19.10.2024
Аннотация: Актуальность обучения англоязычной диалогической речи студентов гуманитарных специальностей в парадигме современной лингводидактики обуславливается необходимостью использования новых методик, способствующих более глубокому и осознанному понимаю английского языка в сфере массмедиа. В данной статье, во-первых, изучается компонентный состав коммуникативной компетенции, понятие диалогической речи, дискурса, политического дискурса, а также рассматривается эффективность использования одной из дискурсивных стратегий – «хеджинг» – для формирования умений диалогической речи студентов гуманитарных специальностей в контексте политического дискурса. В статье проводится анализ литературы по теме «хеджинга» в политическом дискурсе, а также анализ корпуса аутентичных интервью с представителями англо-американских политических кругов. В статье представлена методика обучения англоязычной диалогической речи с использованием дискурсивной стратегии «хеджинг» в рамках политического дискурса. За основу методики были взяты комплексы упражнений отечественный ученых. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями английского языка для разработки более эффективных методов обучения диалогической речи и повышения уровня коммуникативной компетенции студентов в контексте политического дискурса.
Ключевые слова: диалогическая речь, дискурс, коммуникативная компетенция, лингводидактика, хеджинг
Список литературы: Азимов А.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва: ИКАР, 2009. 448 с. Александрова О.В., Кубрякова Е.С. Виды пространств текста и дискурса // Категоризация мира: пространство и время: материалы науч. конф. / под ред. проф. Е.С. Кубряковой, проф. О.В. Александровой. Москва: Диалог-МГУ, 1997. С. 15–25. Бенвенист Э. Общая лингвистика. Mосква: Прогресс, 1978. 448 c. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: учеб. пособие. Москва: Просвещение, 1988. 255 с. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. 2002. № 2. С. 11–15. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Академия, 2006. 336 с. Интервью с Джо Байденом. URL: https://www.rev.com/blog/transcripts/joe-biden-60-minutes-interview-transcript (дата обращения: 17.07.2024). Интервью с Дональдом Трампом. URL: https://www.rev.com/blog/transcripts/meet-the-press-full-donald-trump-interview-transcript (дата обращения: 17.07.2024). Кибрик А.Е. Когнитивные исследования по дискурсу // Вопросы языкознания. 1994. № 5. С. 126–139. Копыловская М.Ю. О профессиональной дискурсивной компетентности международников в условиях новой образовательной парадигмы // Педагогический журнал. 2016. Т. 6, № 5А. С. 52–66. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: курс лекций. Москва: ИТДГК «Гнозис», 2001. 270 с. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. Москва: Русский язык, 1989. 276 с. Скалкин В.Л. Обучение диалогической речи на материале англ. языка // Киев: Рад. шк., 1989. 156 с. Сорокин Ю.А. Политический дискурс: попытка истолкования понятия // Политический дискурс в России. 1997. 336 с. Тарнаева Л.П., Дацюк В.В. Туристический дискурс: лингвопрагматические характеристики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2013. № 3. С. 229–235. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. Волгоград, 2000. 367 с. Щукин А.Н., Фролова Г.М. Методика преподавания иностранных языков. Москва, 2015. 203 с. Besedina Y.I., Dudkina A.I., Kopylovskaya M.Y. Learning discourse strategies for international relations // Методички видици. 2018. Т. 8, № 8. С. 355–372. Dijk T.A. van. Discourse, Opinion and Ideologies. Discourse and Ideologies. Clevedon, Multilingual Matters LTD, 1996, 210 p. Lakoff D. Hedges: A study in meaning criteria and the logic of fuzzy concepts. Journal of Philosophical Logic, 1972, no. 2 (4), pр. 458-508. Wellner T. Towards a taxonomy of hedging devices in Standard German, 2023.
Информация об авторе: Гальчинский Дмитрий Николаевич, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, dmitrygalchinskiy@mail.ru, https://orcid.org/0009-0001-0426-9491