4
Патраков Эдуард Викторович
Уральский федеральный университет
Белов Антон Александрович
Уральский федеральный университет
Цифровая трансформация характеристик профессиональной деятельности и коммуникации педагогов
Патраков Э.В., Белов А.А. Цифровая трансформация характеристик профессиональной деятельности и коммуникации педагогов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 3. С. 27-35. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-27-35
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-27-35
УДК: 377:004
EDN: ULLBDH
Дата приема статьи в публикацию: 11.09.2024
Аннотация: В статье обсуждается изменение характеристик профессиональной деятельности на материале исследования педагогов, отмечающих, что цифровизация являлась для них ресурсом, то есть в целом они позитивно оценивали цифровизацию своей профессиональной деятельности (n = 117). При-ведены результаты исследования группы педагов школ и колледжей г. Екатеринбурга и Санкт-Петербурга по следущим опросникам: «Трансформации трудового поведения в цифровой среде», «Профессиональное выгорание для специалистов социономических профессий», «Потери и приобретения ресурсов». Исследование проходило в три этапа. На первом этапе с помощью методики «Потери и приобретения…» была сформирована группа педагогов, отметившая, что цифровизация была для них ресурсна. На втором – с помощью факторного анализа были выявлены три группы характеристик профессиональной деятельности, детерминирующие успешную адаптацию педагогов в цифровой среде. На третьем – выявлена взаимосвязь означенных факторов с характеристиками выгорания и отношения к новым технологиям. Показано, что технофилия (у женщин) и технорационализм (у мужчин) входят в структуру успешной адаптации к цифровой среде профессиональной деятельности.
Ключевые слова: характеристики профессиональной деятельности, технофобия, технопессимизм, технофилия, технорационализм, выгорание, эмоциональное истощение, деперсонализация.
Финансирование и благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект № 24-28-20414 «Адаптация к профессиональной деятельности в цифровой среде: ‟цена” и ценности (на материале социономических профессий)».
Список литературы: Архангельский А.Н., Дубровский В.Н., Лебедева М.Ю. [и др.]. Личность, расширенная цифровыми средствами // Вестник Российского фонда фундамен-тальных исследований. 2022. № 1 (113). С. 38–51. https://doi.org/10.22204/2410-4639-2022-113-01-38-51 Водопьянова Н.Е., Наследов А.Д. Стандартизированный опросник «Поте-ри и приобретения ресурсов» для специалистов социономических профессий // Вестник ТвГУ. Сер.: Педагогика и психология. 2013. № 4. С. 8–22. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С., Наследов А.Д. Стандартизированный опросник «Профессиональное выгорание» для специалистов социономических профессий // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2013. Вып. 4. С. 17–26. Водопьянова Н.Е. Выгорание – психологическая цена работы в субъект-регрессирующих цифровых средах // Институт психологии Российской акаде-мии наук. Организационная психология и психология труда. 2024. Т. 9, № 2. С. 36–64. https://doi.org/10.38098/ipran.opwp_2024_31_2_002 Журавлев А.Л., Нестик Т. А. Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований // Психологический журнал. 2019. Т. 40, № 5. С. 35–47. https://doi.org/10.31857/S020595920006074-7 Занковский А.Н., Латынов В.В. Модель психологического воздействия в социальных сетях // Институт психологии Российской академии наук. Органи-зационная психология и психология труда. 2021. Вып. 6 (1). С. 4–38. https://doi.org/10.38098/ipran.opwp.2021.18.1.001. Знаков В.В. Новый этап развития психологических исследований субъек-та // Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 3–16. Карпов А.В. Методологические основы психологического анализа дея-тельности субъектно-информационного класса (статья вторая) // Ярославский психологический вестник. 2022. № 1 (52). С. 7–24. Костромина С.Н. Цифровой мир: ценности и цена //Психологическая га-зета: веб-сайт. 2021. URL: www.psy.su/feed/8881 Панов В.И. Субъектность в контексте экопсихологического подхода к развитию психики // Образование и саморазвитие. 2015. № 3 (45). С. 10–18. Панов В.И. Экопсихологический подход к развитию психики: этапы, предпосылки, конструкты // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. № 3 (15). С. 100–117. https://doi.org/10.24412/2073-0861-2022-3-100-117. Патраков Э.В. Конструирование опросника о трансформации трудового поведения педагогов в цифровой информационной среде // Вестник Костром-ского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социоки-нетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 128–136. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-128-136 Патраков Э.В. Цифровая трансформация субъекта труда: социальные взаимодействия, концепции, перспективы исследования // Вестник Костромско-го государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокине-тика. 2021. Т. 27, № 2. С. 66–73. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-66-73 Патраков Э.В., Панов В.И. О возможности применения понятия «интер-ференция» для описания области слияния цифровой и доцифровой сред // Вест-ник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психоло-гия. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 3. С. 5–14. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-5-14 Патраков Э.В. Цифровая трансформация деятельности трудовых групп (экопсихологический подход). Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2023. 202 с. https://doi.org/10.15826/B978-5-7996-3652-4. Патраков Э. В., Сабо Ч. М., Батурина Л. И., Фрогери Р. Ф., Нестик Т. А., Кампос Ф. Л. С. Отношение к технологическим инновациям: кросскультурное исследование // Психология человека в образовании. 2022. Т. 4, № 4. С. 459–474. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-4-459-474 Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Дорохов Е.А. Психодиаг-ностика технофобии и технофилии: разработка и апробация опросника отноше-ния к технологиям для подростков и родителей // Социальная психология и об-щество. 2021. Т. 12, № 4. C. 170–188. https://doi.org/10.17759/ sps.2021120410 Ясько Б.А., Омельченко Н.В., Бабичкова Е.С. Когнитивные ресурсы пси-хоэмоциональной устойчивости личности в затрудненных условиях жизнедея-тельности // Российский психологический журнал. 2024. Т. 21. № 1. С. 225–253. https://doi.org/10.21702/rpj.2024.1.12. Belk R.W. The extended self-unbound. Journal of Marketing Theory and Prac-tice, 2014, vol. 22, no. 2, pp. 133-134. https://doi.org/10.2753/MTP1069-6679220202. Dziubek S., Fuchs O., Schwarz S. Effects of workplace digitalisation on the motivation of German office employees. International Journal of Business and Man-agement, 2022, vol. 6 (6), pp. 39-48. https://doi.org/10.26666/rmp.ijbm.2022.6.6. Engelbart С. Augmenting human intellect: A conceptual framework. 1962. URL: https://www.dougengelbart.org/content/view/138 (access date: 29.09.2020). Gilbert D., Lee-Kelley L., Barton M. Technophobia, gender influences and consumer decision-making for technology-related products. European Journal of In-novation Management, 2003, vol. 6, no. 4, pp. 253-263. https://doi.org/10.1108/14601060310500968 MacFarquhar L. The mind-expanding ideas of Andy Clark. The New Yorker, 26 March. 2018. URL: https://www.new yorker.com/magazine/2018/04/02/themind-expanding-ideas-of-andy-clark (access date: 29.04.2024).
Информация об авторе: Патраков Эдуард Викторович, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия, e.v.patrakov@urfu.ru, https://orcid.org/0000-0001-7564-9136
Информация о соавторе: Белов Антон Александрович, Уральский федеральный университет, Ека-теринбург, Россия, a.a.belov@urfu.ru, https://orcid.org/0009-0009-0459-4591