14
Носкова Татьяна Николаевна
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Повышение интеллектуальной активности обучающихся в обработке образовательных текстов с использованием цифровых инструментов
Носкова Т.Н. Повышение интеллектуальной активности обучающихся в обработке образовательных текстов с использованием цифровых инструментов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 3. С. 104-110. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-104-110
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-104-110
УДК: 37:004
EDN: FELWTI
Дата приема статьи в публикацию: 11.05.2024
Аннотация: Одной из негативных тенденций развития молодежи является чрезмерное неконтролируемое погружение в цифровую среду, для предотвращения которого в статье предлагается усиливать интеллектуальную активность при взаимодействии с цифровыми информационными ресурсами в обучении. Рассматривая интеллектуальную активность как степень интеллектуальных усилий, затрачиваемых на процесс поиска неизвестного в подлежащем усвоению знании, в цифровой образовательной среде следует активизировать интеллектуальные действия обучающихся по извлечению знаний из цифровой информации. Необходимо усилить инструментально-преобразующие взаимодействия с цифровыми информационными ресурсами путем интеллектуальных операций (анализ, синтез, обобщение, кодирование и др.) с использованием цифровых инструментов. При этом результаты интеллектуальных операций сохраняются в цифровых информационных продуктах и становятся предметом анализа и коррекции как педагогов, так и самих обучающихся, выявляя динамику их интеллектуального развития.
Ключевые слова: интеллектуальная активность, интеллектуальное развитие, интеллектуальные информационные действия, интеллектуальные операции, инструментально-преобразующие действия с цифровыми текстами.
Список литературы: Авдеева Е.А., Корнилова О.А. Влияние цифровой электронной среды на когнитивные функции школьников и студентов // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. № 21 (3S). С. 17–27. Богомолова Е.С., Лангуев К.А., Котова Н.В., Лангуева Е.В. Влияние цифровой среды на умственные способности и мышление студентов // Наука и школа. 2022. № 7. C. 123–133. Гнездилова З.Ю. Формирование интеллектуальной активности учащихся в процессе обучения. Иркутск, 2001, 172 с. Игнатова Ю.П., Макарова И.И., Степаненко В.П., Багдасаров А.А. Влияние цифровых технологий на когнитивные способности человека (обзор) // Психология. Психофизиология. 2022. Т. 15, № 4. С. 72–83. Казаренко В.И., Карнелович В.М., Казаренко В.А. Использование электронных образовательных ресурсов // Вестник Московского университета Сер. 20: Педагогическое образование. 2020. № 4. C. 9–18. Колобаев В.К., Морозова И.К. Влияние клипового мышления на обучение математики в средней школе // The Scientific Heritage. 2021. № 77. C. 10–12. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы // Интернет-порталы: содержание и технологии: сб. науч. ст. Москва: Просвещение, 2007. Вып. 4. С. 12–27. Педагогика. Словарь системы основных понятий. URL: https://didacts.ru/termin/intellektualnoe-razvitie.html Толлингерова Д.К. К психологической теории учебных задач // Социалистическая школа. 1976. № 4. С. 156–160. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 272 с. Weinstein Y., Madan C. R., Sumeracki M.A. Teaching the science of learning. Cognitive Research (article 2), 2018, vol. 3. https://doi.org/10.1186/s41235-017-0087-
Информация об авторе: Носкова Татьяна Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, noskovatn@gmail.com