- 11
- Изучение понимания феномена одаренности и таланта обучающимися на педагогических направлениях подготовки
- Грушецкая И.Н., Щербинина О.С., Немченко С.М. Изучение понимания феномена одаренности и таланта обучающимися на педагогических направлениях подготовки // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 3. С. 80-87. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-80-87
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-80-87
- УДК: 378:159.9
- EDN: ADAWOJ
- Дата приема статьи в публикацию: 30.11.2024
- Аннотация: Проблема одаренности и таланта привлекает внимание ученых и практиков на протяжении длительного периода времени. Обучение и воспитание, особенности и трудности социализации, вовлечение в разнообразную творческую деятельность, поддержка в учебной, научной, спортивной деятельности, умение преодолевать различные трудности часто являются предметом исследования многих отечественных и зарубежных авторов. При рассмотрении вопросов развития одаренного ребенка особое внимание уделяется всем типам образовательных организаций, где педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, педагоги-предметники обеспечивают участие одаренного ребенка в учебной и внеучебной деятельности. В учебном плане подготовки будущих педагогов предусмотрены учебные дисциплины и практики, где обучающиеся могут формировать профессиональные компетенции. Целью исследования является: выявление особенностей понимания одаренности и таланта обучающимися педагогических направлений подготовки ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет». Методы исследования: теоретические методы, среди которых анализ предмета исследования на основе изучения научной и методической литературы, в качестве эмпирических методов использовано анкетирование участников исследования. В исследовании приняли участие 102 обучающихся 2-го курса по программам высшего образования бакалавриата ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет». В проведенном нами опросе выявлено понимание студентами-второкурсниками феномена одаренности, отношение обучающихся к особенностям и трудностям развития одаренных детей, готовности студентов педагогических направлений к работе с данной нестандартной категорией, восприятие ими феномена таланта, трудностей развития талантливых обучающихся.
- Ключевые слова: одаренность, одаренные дети, талант, талантливые обучающиеся, будущие педагоги, обучающиеся педагогических направлений.
- Финансирование и благодарности: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01034, https://rscf.ru/project/23-28-01034/
- Список литературы: Атаева А.Г. Проблемы талантливой молодежи в городах России. URL: www.isei emm.ucoz.ru/1.14.doc (дата обращения: 20.08.2024). Блинова М.Л., Загайнов И.А. Качество образования в высшей школе: программа поддержки талантливой молодежи // Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Сер.: Педагогические и психологические науки. 2017. № 28 (47). С. 81–85. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. 2004. № 2. С. 46–68. Богоявленская Д.Б., Артеменков С.Л., Жукова Е.С. Лонгитюдное исследование становления одаренности // Экспериментальная психология. 2021. Т. 14, № 3. С. 122–137. https://doi.org/10.17759/exppsy.2021140309 Грушецкая И.Н. Преодоление и предупреждение проблем развития одаренных детей и талантливой молодежи в условиях профессионального образования: учебно-методическое пособие / И.Н. Грушецкая, О.С. Щербинина. Кострома: Костромской государственный университет, 2023. 100 с. Грушецкая И.Н., Щербинина О.С. Специфика подготовки обучающихся профессиональных образовательных организаций к работе с одаренными детьми // Казанский педагогический журнал. 2019. № 1. С. 181–187. Коршунова О.В., Береснева Л.Н. Мотивы выбора педагогической профессии и востребованные качества педагога: исследование представлений студентов вуза // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 154–177. https://doi.org/10.32744/pse.2021.5.11 Матюшкин А.М., Матюшкина А.А. Что такое одаренность. Выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты. Москва: ЧеРО, 2008. 368 с. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений; 26-е изд., испр. и доп. Москва: Оникс и др., 2009. 1359 c. Панов В.И. Экопсихологический взгляд на развитие и сохранение детской одаренности // Психология образования в XXI веке: теория и практика. URL: http://psyjournals.ru/education21/issue/54969_full.shtml (дата обращения: 21.08.2024). Психология одаренности и творчества: монография / под ред. проф. Л.И. Ларионовой, проф. А.И. Савенкова. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2017. 288 с. Щербинина О.С. Преодоление трудностей социального развития одаренных детей: теоретико-методические основания: монография / науч. ред. М.И. Рожков. Кострома: Костром. гос. ун-т, 2021. 297 с. Юркевич В.С. Потребностно-инструментальный подход в обучении одаренных детей и подростков // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 6. С. 128–138. https://doi.org/10.17759/pse.2021260610