12
Филимонова Елена Юрьевна
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Разработка критериев и показателей результативности формирования системного мышления студентов
Филимонова Е.Ю. Разработка критериев и показателей результативности формирования системного мышления студентов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 3. С. 88-95. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-88-95
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-88-95
УДК: 159.9
EDN: BGBCDV
Дата приема статьи в публикацию: 18.06.2024
Аннотация: Статья посвящена проблеме определения критериев результативности развития системного мышления в контексте профессиональной подготовки по направлению «Экономика», разработке показателей и уровней сформированности системного мышления. Был проведен анализ диссертационных исследований по данной теме, результатом которого стало представление двух способов классификации, превалирующих среди авторов в последние полтора десятилетия, – на основе компонентов системного мышления и на основе процесса решения проблем с использованием системного подхода. Автор статьи иллюстрирует каждый способ детальной характеристикой позиции различных исследователей, осмысляя её применимость к собственному эксперименту с точки зрения полноты, непротиворечивости формулировок и отсутствия дублирования в них сущностных параметров. Во второй части статьи автор предлагает следующие собственные критерии для установления сформированности системного мышления: мотивационный, теоретический, интегративный и креативный. Предполагаемые результаты по каждому из этих критериев описываются для четырех уровней: недостаточного, минимального, продвинутого и высокого. Выводом статьи является утверждение о преимуществе подобной структуры, позволяющей индивидуализировать оценку, над распространенной ранее практикой обобщенного представления уровней сформированности системного мышления.
Ключевые слова: системное мышление, критерии результативности, показатели, уровни сформированности, компоненты системного мышления, сформированность системного мышления.
Список литературы: Мунаев У.С.А. Развитие системного мышления будущих бакалавров педагогического образования по профилю «информатика» при изучении объектно-ориентированного программирования: дис. … канд. пед. наук. Махачкала, 2020. 184 с. Порошин В.О. Подготовка курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2022. 195 с. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика: приложение к приказу Минобрнауки России от 12.08.2020 № 954 // Справ. правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_361147/ (дата обращения: 22.03.2024). Сапожкова Н.А. Формирование системного мышления будущего педагога в вузе на основе технологии контекстного типа: дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2022. 196 с. Спивак В.А. Системный подход и системное мышление как универсальная компетенция специалиста и руководителя: монография. Чебоксары: ИД «Среда», 2022. 136 с. Сычев И.А. Педагогические условия формирования элементов системного мышления учащихся старших классов: дис. … канд. пед. наук. Барнаул, 2009. 197 с. Фоминых Н.Ю. Компьютерно ориентированные средства обучения как педагогическое условие иноязычной профессиональной подготовки студентов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2015. № 2. С. 133–141. Фоминых Н.Ю. Структурная модель КОС иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники // Информатизация образования – 2015: материалы междунар. науч.-практ. конф.; под. ред. И.Ш. Мухаметзянова, Р.Р. Фахрутдинова. Казань: Академия социального образования, 2015. С. 397–402. Юсуфзода Ю.С. Теоретические основы формирования системно-аналитического мышления студентов юридических факультетов вузов Таджикистана: дис. … канд. пед. наук. Курган-Тюбе, 2016. 184 с. Buchanan R. Systems Thinking and Design Thinking: The Search for Principles in the World We are Making. The Journal of Design, Economics and Innovation, 2019, vol. 5, no. 2, pp. 85-104. Grohs J.R., Kirk G.R., Soledad M.M., Knight D.B. Assessing Systems Thinking: A Tool to Measure Complex Reasoning Through Ill-Structured Problems. Thinking Skills and Creativity, 2018, vol. 28, pp. 110-130.
Информация об авторе: Филимонова Елена Юрьевна, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, filimonova-e-yu@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0004-8793-4291