- 8
- К вопросу осмысления феномена буллинга педагогами с разным уровнем профессионального выгорания
- Тихомирова Е.В., Крылова Н.Г., Уманская И.А., Голубев В.В. К вопросу осмысления феномена буллинга педагогами с разным уровнем профессионального выгорания // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 3. С. 61-66. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-61-66
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-61-66
- УДК: 371
- EDN: KTSRLV
- Дата приема статьи в публикацию: 20.10.2024
- Аннотация: В статье рассматриваются вопросы осмысления феномена буллинга в педагогическом сообществе. Выявляется специфика смыслового наполнения феномена «буллинг» у педагогов с разным стажем профессиональной деятельности и с разной степенью профессионального выгорания. Делается вывод о том, что в семантическом пространстве педагогов с разным стажем профессиональной деятельности понятие «буллинг» имеет как стереотипные, так и специфические признаки, связанные с опытом разрешения подобных ситуаций, степенью понимания социокультурного контекста в силу возраста. Семантика понятия «буллинг» у педагогов со стажем носит более полный характер. У педагогов с низким уровнем профессионального выгорания восприятие буллинга не ассоциируется исключительно с детским сообществом и не сопряжено с высокой степенью новизны феномена.
- Ключевые слова: буллинг, семантика буллинга, стаж, профессиональное выгорание педагогов, обыденное сознание.
- Список литературы: Бочавер А.А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 3. С. 149–159. Бочавер А.А. Школьная травля и позиция учителей // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6, № 1. С. 103–114. Бочавер А.А. Последствия школьной травли для ее участников // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18, № 2. С. 390–410. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практ. пособие. 3-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт, 2018. 343 с. Гроза И.В. Влияние возраста и стажа работы на эмоциональное выгорание // Современные наукоемкие технологии. 2009. № 10. С. 63–64. Зеер Э.Ф. Детерминация развития личности в профессионально-образовательном пространстве // Образование и наука. 2012. № 9. С. 78–90. Кон И.C. Что такое буллинг и как с ним бороться? // Семья и школа. 2006. № 11. С. 15–18. Маслинский К.А., Иванюшина В.А. Остаться учителем? Факторы, влияющие на отношение к уходу из учительской профессии // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 8–26. Митин Г.В. Профессиональные деформации педагогов и девиации учащихся в период глобального кризиса: психологическая диагностика, профилактика, коррекция // Психология и право. 2023. Т. 13, № 2. С. 183–205. Новикова М.А. Семейные предпосылки вовлеченности ребенка в школьную травлю: влияние психологических и социальных характеристик семьи // Психологическая наука и образование. 2018. Т 23, № 4. С. 112–120. Реан А.А., Новикова М.А. Буллинг в среде старшеклассников: распространенность и влияние социо-экономических факторов // Мир психологии. 2019. Т. 97, № 1. С. 165–177. Собкин В.С., Смыслова М.М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) // Социальная психология и общество. 2014. № 2. С. 71–86. Тимошенко А.Ю. Влияние возраста учителей и стажа работы на формирование эмоционального выгорания педагогов // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. VII Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и просвещение, 2019. Ч. 4. С. 189–191. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. Санкт-Петербург: КАРО, 2003. 208 с. Федунина Н.Ю. Насилие в школе. Осмысление проблемы в зарубежных источниках // Современная зарубежная психология. Т. 1, № 3. 2012. С. 71–85. Шалагинова К.С. К Вопросу о необходимости предупреждения буллинга в современной школе: от обоснования к реализации превентивной деятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 11. С. 305–310. Янова Н.Г. От буллинга к антибуллингу: школьные программы профилактики агрессии. Барнаул: Принт-Экспресс, 2021. 180 с. Olweus D. Bully/Victim Problems at School: Facts and Effective Intervention. Reclaiming Children and Youth. The Journal of Emotional and Behavioral Problems, 1996, no. 1, рр. 15-22. Serdiouk M., Berry D., Gest S.D. Teacher-Child Relationships and Friendships and Peer Victimization across the School Year. Journal of Applied Developmental Psychology, 2016, vol. 46, pp. 63-72. https://doi.org/10.1016/j.appdev.2016.08.001 Swearer S.M., Hymel S. Understanding the Psychology of Bullying: Moving Toward a Social-Ecological Diathesis-Stress Model. American Psychologist, 2015, vol. 70, no. 4, pp. 344-353. https://doi.org/10.1037/a0038929