8
Тихомирова Елена Викторовна
Костромской государственный университет
Крылова Наталья Геннадьевна
Костромской государственный университет
Уманская Ирина Александровна
Костромской государственный университет
Голубев Валерий Вячеславович
Костромской государственный университет
Крылова Анастасия Александровна
ГБОУ школа «Покровский квартал»
К вопросу осмысления феномена буллинга педагогами с разным уровнем профессионального выгорания
Тихомирова Е.В., Крылова Н.Г., Уманская И.А., Голубев В.В. К вопросу осмысления феномена буллинга педагогами с разным уровнем профессионального выгорания // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 3. С. 61-66. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-61-66
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-61-66
УДК: 371
EDN: KTSRLV
Дата приема статьи в публикацию: 20.10.2024
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы осмысления феномена буллинга в педагогическом сообществе. Выявляется специфика смыслового наполнения феномена «буллинг» у педагогов с разным стажем профессиональной деятельности и с разной степенью профессионального выгорания. Делается вывод о том, что в семантическом пространстве педагогов с разным стажем профессиональной деятельности понятие «буллинг» имеет как стереотипные, так и специфические признаки, связанные с опытом разрешения подобных ситуаций, степенью понимания социокультурного контекста в силу возраста. Семантика понятия «буллинг» у педагогов со стажем носит более полный характер. У педагогов с низким уровнем профессионального выгорания восприятие буллинга не ассоциируется исключительно с детским сообществом и не сопряжено с высокой степенью новизны феномена.
Ключевые слова: буллинг, семантика буллинга, стаж, профессиональное выгорание педагогов, обыденное сознание.
Список литературы: Бочавер А.А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 3. С. 149–159. Бочавер А.А. Школьная травля и позиция учителей // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6, № 1. С. 103–114. Бочавер А.А. Последствия школьной травли для ее участников // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18, № 2. С. 390–410. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практ. пособие. 3-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт, 2018. 343 с. Гроза И.В. Влияние возраста и стажа работы на эмоциональное выгорание // Современные наукоемкие технологии. 2009. № 10. С. 63–64. Зеер Э.Ф. Детерминация развития личности в профессионально-образовательном пространстве // Образование и наука. 2012. № 9. С. 78–90. Кон И.C. Что такое буллинг и как с ним бороться? // Семья и школа. 2006. № 11. С. 15–18. Маслинский К.А., Иванюшина В.А. Остаться учителем? Факторы, влияющие на отношение к уходу из учительской профессии // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 8–26. Митин Г.В. Профессиональные деформации педагогов и девиации учащихся в период глобального кризиса: психологическая диагностика, профилактика, коррекция // Психология и право. 2023. Т. 13, № 2. С. 183–205. Новикова М.А. Семейные предпосылки вовлеченности ребенка в школьную травлю: влияние психологических и социальных характеристик семьи // Психологическая наука и образование. 2018. Т 23, № 4. С. 112–120. Реан А.А., Новикова М.А. Буллинг в среде старшеклассников: распространенность и влияние социо-экономических факторов // Мир психологии. 2019. Т. 97, № 1. С. 165–177. Собкин В.С., Смыслова М.М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) // Социальная психология и общество. 2014. № 2. С. 71–86. Тимошенко А.Ю. Влияние возраста учителей и стажа работы на формирование эмоционального выгорания педагогов // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. VII Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и просвещение, 2019. Ч. 4. С. 189–191. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. Санкт-Петербург: КАРО, 2003. 208 с. Федунина Н.Ю. Насилие в школе. Осмысление проблемы в зарубежных источниках // Современная зарубежная психология. Т. 1, № 3. 2012. С. 71–85. Шалагинова К.С. К Вопросу о необходимости предупреждения буллинга в современной школе: от обоснования к реализации превентивной деятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 11. С. 305–310. Янова Н.Г. От буллинга к антибуллингу: школьные программы профилактики агрессии. Барнаул: Принт-Экспресс, 2021. 180 с. Olweus D. Bully/Victim Problems at School: Facts and Effective Intervention. Reclaiming Children and Youth. The Journal of Emotional and Behavioral Problems, 1996, no. 1, рр. 15-22. Serdiouk M., Berry D., Gest S.D. Teacher-Child Relationships and Friendships and Peer Victimization across the School Year. Journal of Applied Developmental Psychology, 2016, vol. 46, pp. 63-72. https://doi.org/10.1016/j.appdev.2016.08.001 Swearer S.M., Hymel S. Understanding the Psychology of Bullying: Moving Toward a Social-Ecological Diathesis-Stress Model. American Psychologist, 2015, vol. 70, no. 4, pp. 344-353. https://doi.org/10.1037/a0038929
Информация об авторе: Тихомирова Елена Викторовна, кандидат психологических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, tichomirowa82@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3844-4622
Информация о соавторе: Крылова Наталья Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, natkrulova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5102-5393
Информация о соавторе: Уманская Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, umka44koostroma@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3710-8421
Информация о соавторе: Голубев Валерий Вячеславович, кандидат психологических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, w.w.golubev@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-2686-8433
Информация о соавторе: Крылова Анастасия Александровна, ГБОУ школа «Покровский квартал», Москва, Россия, anastasjagerda@yandex.ru