15
Дронова Анастасия Леонидовна
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Овчинникова Лада Олеговна
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Писарь Надежда Владимировна
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Проектная деятельность с использованием креативных технологий и искусственного интеллекта на занятиях по русскому языку как иностранному
Дронова А.Л., Овчинникова О.Л., Писарь Н.В. Проектная деятельность с использованием креативных технологий и искусственного интеллекта на занятиях по русскому языку как иностранному // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 3. С. 111-121. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-111-121
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-111-121
УДК: 378:811.161.1
EDN: GGSEOU
Дата приема статьи в публикацию: 06.05.2024
Аннотация: В статье обсуждается место проектной деятельности в практике преподавания иностранных языков и роль креативных технологий и искусственного интеллекта в обучении русскому языку как иностранному, проводится анализ научной и учебно-методической литературы по осуществлению проектной деятельности и внедрению креативных технологий и искусственного интеллекта в образовательный процесс. Разработана технологическая структура серии занятий по русскому языку как иностранному для иностранных преподавателей, на которых посредством креативных технологий и искусственного интеллекта создавались проекты учебного медиаматериала, который впоследствии будет использован для обучения студентов (на основе сторителлинга). Приведен практический опыт реализации технологической структуры занятий с группой преподавателей из разных университетов Зимбабве с уровнем владения русским языком В1 и выше (всего 11 человек), которые осваивали в ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Русский язык как иностранный для науки, образования, культуры» (86 часов) в период с 27 октября по 7 ноября 2023 г. Результаты проведения педагогического эксперимента показали, что применение креативных технологий позволило иностранным преподавателям по-новому взглянуть на свою педагогическую деятельность, по-другому представить процесс обучения студентов их страны дисциплинам естественно-научного и инженерно-технического профилей, а практический опыт работы с нейросетями и конструктором чат-ботов позволил инофонам сделать проекты современными, яркими, интересными. Исследование показало, что проектная деятельность с применением креативных технологий и искусственного интеллекта в обучении русскому языку как иностранному позволяет инофонам совершенствовать комплексно свои профессиональные и коммуникативные компетенции, а также «мягкие навыки».
Ключевые слова: цифровая лингводидактика, креативные технологии, коммуникативно-деятельностный подход, проектная деятельность, искусственный интеллект, нейросеть, чат-бот.
Список литературы: Авраменко А.П. Лингводидактический потенциал чат-ботов и виртуальных помощников как средств распознавания речи технологиями искусственного интеллекта // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3 (94). С. 9–12. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. Москва: Русский язык. Курсы, 2019. 496 с. Алексюк Ю.О. Развитие креативности у студентов поколения z в цифровой среде // Вестник Оренбургского государственного университета. 2019. № 2 (220). С. 85–88. Аль-Кайси А.Н., Архангельская А.Л., Руденко-Моргун О.И. Интеллектуальный голосовой помощник Алиса на уроках русского языка как иностранного (уровень А1) // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2019. Т. 12, вып. 2. C. 239–244. Антропова Л.И., Казикин А.В., Лешер О.В. Формирование коммуникативной креативности студентов вуза: организационно-содержательный компонент // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 119–132. Давыдова Л.П. Лингводидактический потенциал чат-ботов как средство обучения иностранному языку в высшем учебном заведении // Университет XXI века: научное измерение – 2022: материалы науч. конф. науч.-пед. работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Тула, 2022. С. 300–302. Игнатьева Н.Д., Сидорова Е.Ю. Возможности нейросети для реализации принципа наглядности в обучении русскому языку как иностранному // Современный взгляд на обучение РКИ: нейроаспекты: материалы междунар. науч.-практ. конф.; Москва, 1–2 июня 2023 года. Москва: МПГУ, 2023. С. 182–188. Касумова Г.А. Креативный подход в обучении иностранному языку в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-1. С. 142–145. Ковтун Л.В., Гладков Ю.П. Диалоговый симулятор как средство развития коммуникативных навыков иностранных слушателей в цифровой среде // Филологическое образование в цифровую эпоху: опыт актуализации образовательных программ: сб. тезисов Междунар. науч.-практ. конф.; Москва, 12 октября 2022 года. Москва: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2022. С. 62–66. Кузнецова А.А., Аксенова Е.Д., Михайлова Н.Д., Ткачева Р.А., Толкачева Н.Н. Искусственный интеллект в обучении русскому языку как иностранному в медицинском вузе: реальность и перспективы // Тверской медицинский журнал. 2022. Вып. 4. С. 112–115. Леонтович А.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сетевой подход // Народное образование. 2018. № 6–7. 2018. С. 116–119. Лисовенко Н.В. Креативная педагогическая технология – основа успешности модернизации образования // Концепт: науч.-метод. электрон. журнал. 2016. № 3. С. 56–60. Патрушева Л.С. Использование технологии чат-ботов в обучении русскому языку как иностранному на начальном уровне: из опыта разработки // Вестник Удмуртского университета. Сер.: История и филология. 2022. Т. 32, вып. 4. С. 848–853. Позднякова Ю.С., Подгорный Я.Б. Основы проектной деятельности в современном образовании // Актуальные исследования: междунар. науч. журнал. 2021. № 24 (51). С. 116. Ромашина Е.Ю. Проектная деятельность школьников: использование цифровых инструментов. Тула: ТППО, 2022. 61 с. Эхаева Р.М., Магомедова П.К., Джегистаева Л.И. Развитие креативности в проектной деятельности студентов // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 406–408. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении. Москва: Флинта, 2014. 144 с. Dokukina I., Gumanova Ju. The rise of chatbots – new personal assistants in foreign language learning. Procedia Computer Science, 2020, no. 169, pp. 542-546.
Информация об авторе: Дронова Анастасия Леонидовна, кандидат филологических наук, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Калининград, Россия, LSnitkene@kantiana.ru, https://orcid.org/0000-0002-6262-7664
Информация о соавторе: Овчинникова Лада Олеговна, кандидат филологических наук, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Калининград, Россия, LOvchinnikova@kantiana.ru, https://orcid.org/0000-0001-7612-7997
Информация о соавторе: Писарь Надежда Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Калининград, Россия, npisar@kantiana.ru, https://orcid.org/0000-0003-4116-4936