18
Чернов Денис Владимирович
Новосибирский государственный педагогический университет
Концептуальная характеристика экспертно-педагогического моделирования профессионального воспитания в высшей школе
Чернов Д.В. Концептуальная характеристика экспертно-педагогического моделирования профессионального воспитания в высшей школе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 3. С. 137-142. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-137-142
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-137-142
УДК: 378
EDN: CWIDUD
Дата приема статьи в публикацию: 20.10.2024
Аннотация: Экспертная деятельность в образовательных организациях высшего образования как механизм совершенствования подготовки профессиональных кадров приобретает в современных условиях социально-экономических трансформаций большое значение. В статье рассматривается экспертно-педагогическое моделирование как самостоятельный вид экспертной деятельности, который наряду с педагогической экспертизой способен качественно повлиять на систему профессионального воспитания в высшей школе. Целью статьи является определение структурных и смысловых элементов концепции экспертно-педагогического моделирования системы профессионального воспитания в высшем учебном заведении. В ходе исследования были определены: рабочие понятия (профессиональное воспитание, экспертно-педагогическое моделирование, эксперт в профессиональном воспитании), принципы, теоретико-методологические основания, ядро и содержательно-смысловое наполнение концепции. Выделена и обоснована проектирующая функция экспертно-педагогического моделирования как ведущая. В статье также дана процессуальная характеристика экспертно-педагогического моделирования: представлен алгоритм, описаны основные процедуры, его составляющие. Предложено методическое обеспечение экспертно-педагогического моделирования. Результатом исследования стало определение позиций экспертов и требований к ним. Особое внимание было уделено выявлению организационных условий функционирования экспертно-педагогического моделирования системы профессионального воспитания в высшей школе.
Ключевые слова: экспертная деятельность, экспертное моделирование, проектирующая деятельность, профессиональное воспитание в высшей школе.
Список литературы: Киселёва Е.В., Киселёв Н.Н., Селиванова Н.Л. К построению концепции развивающей педагогической экспертизы процесса воспитания в образовательной организации // Образовательное пространство в информационную эпоху – 2019: сб. науч. трудов по итогам междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С.В. Ивановой. Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019. С. 280–291. Мкртычан Г.А. Психология экспертной деятельности в образовании: Теория. Методология. Практика: монография. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. 147 с. Ромм М.В., Ромм Т.А. Социализация и профессиональное воспитание в высшей школе // Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 104–114. Селиванова Н.Л. Создание педагогических условий реализации перспективных моделей воспитания школьников и студентов // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 6. С. 11–16. Тимонин А.И. Профессиональное воспитание как воспитание социальное // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18, № 1-1. С. 55–58. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения Москва: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2006. 239 с. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. Челябинск: РБИУ, 2010. 317 с.
Информация об авторе: Чернов Денис Владимирович, кандидат исторических наук, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, chernov.de@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-3022-5927