- 19
- Опыт подготовки студентов педагогических направлений к прохождению производственной (педагогической) практики в образовательной организации
- Белова Т.И., Вишневская О.Н., Скворцова М.А. Опыт подготовки студентов педагогических направлений к прохождению производственной (педагогической) практики в образовательной организации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 3. С. 143-151. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-143-151
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-143-151
- УДК: 378
- EDN: CYEUII
- Дата приема статьи в публикацию: 07.08.2024
- Аннотация: В статье актуализируются противоречия между требованиями вуза к теоретической и практико-методической подготовке студента к профессиональной деятельности в образовательной организации и недостаточной готовностью обучающихся к выполнению практико-ориентированных задач на базе практики, поднимается вопрос об эффективных путях и средствах подготовки студентов к производственной (педагогической) практике. Результаты исследования демонстрируют, что студенты испытывают недостаток практических навыков и знаний, необходимых для успешного прохождения практики. Для решения данной проблемы предлагается включить в учебный процесс двухдневный практико-ориентированный семинар, который проводится непосредственно перед выходом студентов на практику в образовательные организации. В статье представлен опыт работы по организации, подготовке и проведению данного семинара. Установлено, что участие в семинаре позволило студентам еще раз актуализировать и систематизировать необходимые знания для проектирования и проведения комбинированного урока, а также применить свои знания в безопасной среде, соблюдая все необходимые требования. При этом отмечено, что важным аспектом при построении содержания семинара является его опора на цели и задачи предстоящей практики, результаты диагностики, а также запросы студентов, преподавателей и педагогов образовательной организации.
- Ключевые слова: практика, производственная (педагогическая) практика, эффективные методы подготовки, практико-ориентированный семинар, интенсив.
- Список литературы: Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004. 213 с. Буданова О.В. Педагогическая практика в педвузе как средство профессиональной адаптации будущих учителей начальной школы (в условиях крупного города): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2009. 30 с. Ермакова Л.И. Развитие акмеологической позиции будущего учителя в процессе педагогической практики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2010. 24 с. Землянская Е.Н., Безбородова М.А., Ситниченко М.Я. Педагогическая практика как условие нормализации психологического самочувствия личности студента // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9, № 1. С. 11–18. https://doi.org/10.30853/ped20240002. Карпова Е.В., Невзорова А.В. Производственная практика студентов педагогического вуза: взгляд изнутри и со стороны // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 4 (109). С. 163–178. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-4-109-15. Коник О.А. Организация педагогической практики студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки будущих учителей: на прим. фак. иностр. яз.: дис. ... канд. пед. наук. Курган, 1997. 159 с. Ларина Е.А. Структура и динамика мотивационной сферы личности студентов разных направлений профессионального образования: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2010. 29 с. Петраш Е.А. Практика в ПсковГУ как эффективная форма подготовки студентов педагогического профиля к педагогической деятельности // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2021. № 3. С. 43–47. Саврасова А.Н. Формирование опыта профессиональной деятельности как условие профессионального развития будущих учителей // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2006. № 7. С. 1023. Солодкая Н.В. Подготовка студентов бакалавриата к педагогической практике // Научный журнал. 2018. № 5 (28). С. 110–113. Ширшова И.А. Формы организации и сопровождения педагогической практики студентов: обобщение отечественного опыта // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2015. № 1. С. 64–75. Darling-Hammond L. Teacher education around the world: What can we learn from international practice? European Journal of Teacher Education, 2017, vol. 40, no. 3, pp. 291-309. https://doi.org/10.1080/02619768.2017.1315399 Feiman-Nemser S. Teacher mentoring: A critical review by, Washington, DC: ERIC Clearinghouse on Teaching and Teacher Education. 1996. Kiggundu E. Teaching Practice: a Make or Break Phase for Student Teachers. South African Journal of Education Copyright, 2009, vol. 29, pp. 345-358. Manion L., Keith R.B., Morrison K., Cohen L. A guide to teaching practice, Psychology Press, 2004, p. 460. Marais P., Meier C. Hear our voices: student teacher’s experience during practical teaching. Africa Education Review, 2004, vol. 25, no. 1, pp. 220-233. Quick G., Sieborger R. What matters in practice teaching? The perception of schools and students, South African Journal of Education, 2005, vol. 25, pp. 1-4. Shanks R. Mentoring beginning teachers: professional learning for mentees and mentors, International Journal of Mentoring and Coaching in Education, 2017, vol. 6, no. 3, pp. 158-163. https://doi.org/10.1108/IJMCE-06-2017-0045 Tonna M.A., Bjerkholt E., Holland E. Teacher mentoring and the reflective practitioner approach, International Journal of Mentoring and Coaching in Education, 2017, vol. 6, no. 3, pp. 210-227. https://doi.org/10.1108/ijmce-04-2017-0032