Volkova-Moss-vestnik-pip-2023-2-ru.pdf |
- 7
- Особенности организации концепта Режиссер на разных стадиях возрастного развития
- Волкова Е.В., Мосс В.А. Особенности организации концепта Режиссер на разных стадиях возрастного развития // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 2. С. 50-58. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-50-58
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-50-58
- УДК: 159.922.7
- Дата приема статьи в публикацию: 06.05.2023
- Аннотация: Cтатья посвящена исследованию особенностей представлений о кинорежиссере на разных стадиях возрастного развития. В исследовании приняли участие 638 респондентов (дети, школьники, студенты, кинорежиссеры, психологи) в возрасте от 6 до 80 лет. Для выявления особенностей организации ментального опыта анализировались результаты направленного ассоциативного эксперимента (стимульное слово – режиссер). Результаты исследования свидетельствуют, что по мере возрастного развития и освоения профессиональной деятельности отмечается рост дифференциации и иерархичности признаков – вначале выделяется ядро и крайняя периферия, потом ядро, ближняя, дальняя и крайняя периферии, и далее – дифференциация признаков внутри ядра. В зрелой группе респондентов и группе кинорежиссеров дифференциация признаков уменьшается, но отмечается рост интеграции признаков, проявляющийся в уменьшении различий между ядром и центром. Уточнены базовые характеристики личности режиссера – умный, ответственный и креативный. Выявлено существенное преобладание эмоционально-оценочных признаков концепта Режиссер. Выдвинута гипотеза о связи меры выраженности эмоционально-оценочных признаков концепта Режиссер с мерой интегрированности индивидуального ментального опыта.
- Ключевые слова: концепт, режиссер, кинорежиссер, режиссерские способности.
- Список литературы: Александров Ю.И., Александрова Н.Л. Субъективный опыт, культура и социальные представления. Москва: Изд-во Институт психологии РАН, 2009. 320 с. Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. Москва: Смысл; Per Se, 2000. 685 с. Волкова Е.В., Куваева И.О. Кросс-культурные особенности организации концепта «стресс» и совладания в период ранней взрослости // Мир психологии. 2019. № 4 (100). С. 137–161. Волкова Е.В. Особенности индивидуального опыта взаимодействия с веществом на разных стадиях возрастного развития и освоения химии // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен / отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная, П.А. Сабадош. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. С. 1806–1816. Волкова Е.В. Психология специальных способностей: дифференционно-интеграционный подход. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. 320 с. Волкова Е.В. Слово как фактор регуляции и концептуализации жизнедеятельности // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., 2018. С. 215–223. Дифференционно-интеграционная теория развития / сост. Н.И. Чуприкова, А.Д. Кошелев. Москва: Языки славянских культур, 2011. 496 с. Дифференционно-интеграционная теория развития. Кн. 2 / сост. и ред. Н.И. Чуприкова, Е.В. Волкова. Москва: Языки славянской культуры: Знак, 2014. 720 с. Платон. Теэтет // Соч.: в 3 т. Т. 2. Москва, 1970. 609 с. Попова З.Д., Стернин И.А. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж: Истоки, 2007. 250 с. Уфимцева Н.В. Языковая картина мира: проблема моделирования // Вопросы психолингвистики, 2016. С. 238–249. Уфимцева Н.В. Русские: опыт еще одного самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. Москва: Эйдос, 1996. С. 139–162. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. Москва: Институт психологии РАН, 2012. 288 с. Хрусталева Т.М., Доманова Е.Е. Специальные способности в структуре деятельности учителей-предметников // Вопр. психологии. 2003. № 3. С. 53–66. Чуприкова Н.И. Психика и психические процессы. Москва: Языки славянской культуры: Знак, 2015. 608 с. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга. Москва: Наука, 1985. 200 с. Чуприкова Н.И. Умственное развитие: Принцип дифференциации. Санкт-Петербург: Питер, 2007. 448 с. Dudnikova T.А. Family perceptions of people with different typology of individuality. The European Proceedings of Social & Behavioral Sciences EpSBS, 2019, vol. LXXII, pp. 568-575. Volkova N.E. The notions about work in young people with different types of individuality. The European Proceedings of Social & Behavioral Sciences EpSBS, 2019, vol. LXXII, pp. 678-686.